На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • сергей максимов
    А приличные в ЕР есть?Громкий скандал: ...
  • Андрей Сапожников
    "А есть масса людей, которые просто не хотят РАБотать..". Дьявол всегда скрывается в деталях, как в этом высказывании...Громкий скандал: ...
  • vagas Karlito
    Он  не изучать Россию помогает а  искать слабые места и указать на кого делать упор в элите!)) Какие рычаги  использо..."Проект Чубайс": ...

Куда делись двоечники и второгодники? В СССР были, а теперь нет?

Кадр из фильма "Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника", 1966 года. Режиссёр: Константин Березовский

Сегодня это кажется невозможным, но в советские времена, да и в 1990-е годы, ученик, по какой-либо причине «не успевающий» за школьной программой, мог остаться в том же классе на второй, а то и на третий год. Сейчас такое происходит исчезающе редко, но это не значит, что школьники внезапно стали умнее. Просто второгодники стали никому не нужны.

Для того, чтобы остаться на второй год, в СССР было достаточно получить по нескольким предметам «двойку» за год. Ну, либо вообще не иметь оценок по каким-то предметам. Быть второгодником было страшным позором. При этом нередко в классах можно было застать «недорослей», которые оставались на второй год не единожды. Будучи на два, а то и четыре года старше одноклассников, они выглядели переростками, с которыми учителя, несмотря на все свои старания, сделать ничего не могли.

Особенно тяжело приходилось парням, которых угораздило стать «второгодником» в выпускном классе: из-за школьной парты такие отправлялись прямиком в армию. «Ну, кто-то же должен нас защищать!» ― с облегчением говорили учителя, избавляясь от таких «сложных» учеников.

А что же сегодня? И двоечники, и кандидаты во «второгодники», конечно же, никуда не делись, никакого скачка в образовании не произошло. Только сегодня двойки за год — это позор не столько для самого ученика, сколько для учителя и школы. От двоечников школа пытается избавиться: либо отправить в коррекционные классы и школы, либо откровенно завысить им оценки, чтобы вышла тройка. По факту у нас в школах система оценивания перестала быть пятибалльной и стала трёхбалльной. Двойки и уж тем более единицы — это редкость. Если их и ставят, то «карандашом», чтобы потом можно было исправить.

Обвинить учителей в том, что они перестали ставить двойки нельзя. Некоторые ведь думают, что учителя не ставят двойки и тянут все хотя бы на тройку для того, чтобы получить надбавки к зарплате, точнее сказать, их не лишиться. Иногда так, но в большинстве случаев, даже если учитель готов поставить ту самую заслуженную двойку за четверть или за год, на него давит завуч и директор, которые говорят, что в их школе такое недопустимо, ведь есть рейтинг успеваемости среди школ, и двоечники с второгодниками сразу сбрасывают школу в конец списка со всеми вытекающими последствиями.

Но появилось такое, кстати, не в современной России. У нас ведь как? Когда говорят об СССР, думают, что так было всегда, но забывают, что СССР просуществовал 70 лет. И практически каждое десятилетие или даже пятилетка могла кардинально отличаться от другой. Сразу после революции образование вообще было фактически загублено, в 30-ые годы его вытаскивали из пропасти при помощи тех, кого сначала турнули как представителей царского режима. В 40-ые годы война и послевоенный период, не до образования было вообще. Потом были вечерние школы и та самая система с двоечниками и второгодниками.

Специфика обучения того времени в советских школах подразумевала, что любого бездельника или просто откровенно «неумного» ребёнка можно хоть как-то «дотянуть» до уровня, при котором тот станет полезным для общества гражданином. Перед системой образования все были равны, а потому ученика можно было оставлять в одном и том же классе до тех пор, пока все предметы не будут освоены хотя бы на три балла.

Однако уже с 1970-х годов такой подход был признан нецелесообразным: множество второгодников и второгодниц (порой по два-три человека в каждом классе) «просиживали штаны» за школьной партой до 18 лет, в то время как уже могли бы осваивать рабочие специальности. Чуть позднее начали вводить и «лимиты по второгодникам»: в небольших школах допускался всего один такой ученик в год. «Портить показатели» из-за двоечников многие школы уже отказывались. В общем, уже в позднем СССР, практика оставления на второй год за неуспеваемость сводилась на нет. Но есть ещё один нюанс.

Роль школы в период СССР была не только образовательной, но и воспитательной. И это при условии, что в те годы специальность граждане получали одну-единственную и на всю жизнь: будь то токарь, швея или научный работник. Именно здесь кроется причина, почему в советской школе не считалось зазорным оставить ученика на второй год исключительно в воспитательных целях. Даже если школьник был полной бездарностью, система не бросала его, а старалась хоть как-то «вывести в люди», перевоспитать.

В начале 1990-х годов, уже после распада СССР, в системе образования вообще всё кардинально изменилось. Точнее даже не в системе образования, а в её восприятии. Многие почему-то думали, что после распада Союза те же самые учителя вдруг стали другими.

Если раньше было принято считать, что оставленный на второй год двоечник сам виноват в низкой успеваемости, то теперь во всём стали обвинять учителей. Логика такая: ты, учитель, получаешь от государства зарплату, вот и давай, достигай нужного результата, то есть отсутствия двоечников, как хочешь и можешь. К образовательной деятельности вообще стали относиться как к рядовой «услуге», типа тех, что оказывает сантехник или прачечная.

Интересно, что от такого отношения к школе и учителю у многих осталось до сих пор. А после многих современных законодательных инициатив учитель вообще стал практически бесправным и в то же время отвечающий за всё сразу. Даже если ребёнок попадает в полицию, то виноватым зачастую делают не родителей, а классного руководителя.

Говоря откровенно, в теории оставить кого-то на второй год можно и сейчас, но на практике сделать это настолько сложно, что никто даже не пытается: по каждому «отстающему» нужно дать отчёт директору, сообщив о принятых для повышения успеваемости мерах, при этом учителю нужно не просто сделать отчёт, но ещё и доказать, что он сделал всё возможное для того, чтобы достучаться до ученика. Короче надо каким-то образом доказать, что это не учитель плохо объясняет материал, а ученик не хочет учиться.

А учитывая то, что за каждого двоечника и второгодника директору приходится иметь дело с местным отделом образования: каждый второгодник ухудшает репутацию школы, что сказывается на размере её финансирования и репутации в целом, директора просто не допускают возможности учителю поставить кому-то двойку. Проще уволить и загнобить всем коллективом несговорчивого учителя.

В общем, вы поняли, да? Всем (и родителю, и ученику, и учителю, и директору) выгоднее, чтобы двоечников не было. Вот их и как бы нет. Система так устроена. И никто вроде бы не виноват. Крайнего не найдешь.

ИСТОЧНИК 

Картина дня

наверх