Захожу с утра в эти ваши интернеты, а тут - батюшки-светы! - снова дискуссия о топонимике идёт, цитирую: "Возвращение регионов Новороссии в состав РФ снова актуализировало вопрос с топонимикой.
Украинцы в рамках дерусификации не пожалели ни Пушкина, ни Ленина. Но национальный пантеон у них скудный, по две улицы Бандеры в городе делать не будешь, поэтому используют нейтральные названия улиц, которым, при обратном переименовании, умудряются вернуть имена каких-то совершенных упырей.
Ситуацию понять можно - там война, там пока не до топонимических дискуссий.
Другое дело, что и в «старых» регионах России таких улиц хватает.
Например, есть шесть улиц имени Геворка Атарбекова - человечка буквально, как в анекдоте, из ЧК за жестокость выгнали; или в честь Бела Куна, организатора массовых казней в Крыму.
Предложения убрать из городской топонимики подобных персонажей почти всегда приводят к отказу, главный аргумент – слишком дорого обойдется муниципальному бюджету, создаст неудобства для жителей.
Но, оказывается, аргумент несостоятелен.
Вот комментарий министра регионального развития Ярославской области Евгения Чуркина по поводу затрат на переименование целого города Ростова в Ростов Великий - https://t.me/istrkalkglk/5479
Может пора потихоньку избавляться от Атарбекова, Бела Куна и прочих, раз уж, как выясняется, это не так и дорого?" Конец цитаты.
По сему случаю я СНОВА - уже в третий или даже в четвёртый раз, повторю то, что я писала два года назад, в августе 2022 года: ну а что делать, если до некоторых не доходит, будет повторять до тех пор, пока не дойдёт. Приступим.
Я прекрасно понимаю логику принимаемых в новых-старых регионах России указов о возвращении названий, существовавших на момент 11 мая 2014 года. Логика сия примерно такова:
1) На освобожденных территориях не может быть улиц имени бандерки, небесной скотни и т.д.
2) Заниматься сейчас персонально каждой переименованной улицей и посёлком некогда - надо освобождать территории, налаживать мирную жизнь, выстраивать вертикаль власти, помогать людям, восстанавливать инфраструктуру и т.д. - в общем, дел по горло.
3) Поэтому легче взять и издать указ о возвращении названий, что и делается.
Так что тактически всё верно, а стратегически - нет. Ибо благодаря таким указам улицы Бандеры уходят, а улицы Ленина - возвращаются. А чем Ленин отличается от Бандеры? Правильно: у Ленина получилось создать Украину имени себя, а у Бандеры - нет.
А сие значит, что со временем этот вопрос с переименованиями снова придётся решать. Решать так, чтоб и улицы одного упыря, Бандеры, ушли, и улицы других упырей не вернулись. И решать его придётся не только на Донбассе, но и в Большой России.
А коль так, то действовать необходимо примерно по такой схеме:
Первое. Городам, поселкам, улицам, площадям и прочим объектам надо вернуть их исторические названия - не бандеровские и не советские, а ИСТОРИЧЕСКИЕ. Это главная стратегическая цель. То есть не Днепр и не Днепропетровск, а Екатеринослав. Не Кропивницкий и не Кировоград, а Елизаветград. Не Запорожье, а Александровск, и т.д., и т.п.
Второе. Если украинцы УЖЕ вернули объекту историческое название, значит, НЕ НАДО это название трогать. Не-не, я прекрасно понимаю, что очень хочется сделать всё не так как у укропов было и назло им. Но знаете ли, тут главное не дойти до маразма, который один из моих комментаторов описывает так: "Гитлер умывался и чистил зубы. Что же нам теперь, не умываться, дабы "не уподобляться" Гитлеру?" В общем, ещё раз: коль укропы уже сделали за нас часть работы и вернули объектам историческое название, значит, давайте просто порадуемся этому. Ибо правильно Торецк, а не Дзержинск; Покровск, а не Красноармейск; Алёшки, а не Цюрюпинск.
Идём дальше. Как я же сказала стратегическая цель - возвращение исторических названий. Но есть нюансы. Давайте их рассмотрим.
Нюанс первый. Если историческое название неблагозвучное или безнадёжно устаревшее, то его разумеется, возвращать не надо. Поэтому никто не будет переименовывать Углегорск обратно в Хацапетовку, а город-герой Донецк - в Юзовку или Сталино.
Нюанс второй. Что делать, если историческое название объекта - советское, потому как сам объект был построен при СССР? Спрашивали - отвечаем: смотреть по обстоятельствам. Никто не будет переименовывать шахту имени Засядько, который меру знал. Никто не покусится на улицы Жукова или Гагарина. Но имена убийц, террористов, предателей, русофобов должны быть убраны с карты Донбасса и всей большой России. А значит, в этом случае - то есть когда объект построен при СССР и назван, например, в честь Маркса, который нам и даром не нать - необходимо переименование. В честь наших героев, например: Бати (Александра Захарченко), Гиви (Михаила Толстых), Моторолы (Арсена Павлова), Вохи (Владимира Жоги), Корсы (Ольги Качуры) и т.д.
Нюанс третий, самый сложный. Объект переименован при СССР в честь выдающегося человека, но у него есть историческое название. Классический пример у всех на слуху: мне очень нравится историческое казачье название Бахмут. Но и имя товарища Артёма нужно как-то увековечить, ибо если бы ДКР вошла в состав РСФСР, как того и хотел товарищ Артём, всё было бы иначе...
Вот этот третий и самый сложный нюанс мы отложим на потом. А пока, снова повторяю, надо зарубить себе на носу, что стратегическая цель: возвращение исторических названий. Точка. Ру.
Свежие комментарии