Давно планировал написать эту статью. Вижу что до сих пор большинство людей, даже вовлеченных в тему, не понимают почему контора действовала так эффективно. Все описанное ниже — мое личное мнение, как человека изнутри системы.
Пункты расставлены в порядке убывания значимости. Сразу оговорюсь, что я пытался разобрать феномен “Вагнера” в целом, а не только как боевого подразделения. Поехали.
1️⃣ Дисциплина. Общался недавно с товарищем из другого подразделения, спрашивал что у них бывало за оставление позиций. Сказал могли помять или домой отправить. Сейчас все кто был в конторе улыбнулись.
В “Вагнере” был ряд четких запретов за нарушение которых, следовало жесткое наказание. Внеправовой статус компании позволял делать эти наказания куда более жесткими чем в армии. Алкоголь, наркотики, насилие в отношении гражданских, саботаж боевой работы, оставление позиций, невыполнение приказа — за все это в “Вагнере” карали и карали жестко. Перефразируя классика — нужно было быть большим смельчаком, чтобы быть трусом в “Вагнере”. Я не беру здесь во внимание этические и нравственные аспекты подобных мер. Насчет них каждый решит сам для себя. Но именно дисциплина был тем стержнем, который стоял в центре одной из самых эффективных военных машин современности.
Ни организация боевой работы, ни опыт командиров, ни обеспечение — не позволили бы достигать тех результатов, которые достигала контора, если бы не фактор дисциплины.
2️⃣ Медиа.. То что удалось сделать команде Пригожина, пока даже близко не способно повторить Министерство обороны. Фильмы про ЧВК смотрели все, кто хоть немного интересуется военной темой. Количество песен про “Вагнер” больше чем про все другие подразделения российской армии вместе взятые. Реклама по всем городам страны.
Пригожин и Ко смогли создать образ лихого бойца, воина, который не то что не боится смерти, а наоборот, тоскует, когда долгое время не видит ее. Это разительно отличается от классического образа русского солдата — героического, но жертвенного. Русский солдат до конца держит оборону и жертвует собой, спасая других. Наемник с улыбкой на губах атакует, зная наверняка что погибнет. Во многом именно эта лихость и привлекала людей в контору.
Каждый, кто был в конторе подтвердит — у нас всех было ощущение собственной исключительности. “Там где не пройдут войска, путь проложит ЧВК.” Созданный в медиа образ бумерангом возвращался в тех, кто воплощал этот образ в реальности. И мотивировал нас.
Важно отметить, что у российской армии за период СВО было много поистине героических эпизодов, не меньше чем у ЧВК. Но руководство МО как не умело в медийку, так и не умеет. Где фильмы про Гостомельский десант? Про Барс-13, защищавший Красный Лиман? Таких эпизодов достаточно. А Пригожин не мешкал, и уже в период боев за Бахмут были сняты “Лучшие в аду”.
3️⃣ Минимальная бюрократия. Пройти оформление в контору можно было в течение одного дня. В последние месяцы из документов вообще был нужен только паспорт. Зарплата выдавалась всегда вовремя и в полном объеме. В боевой работе почти вся полнота решений лежала на командире конкретной группы. Не требовалось постоянное согласование сверху. Отсутствие званий, только должности. Контора по факту убрала все лишнее, что мешало делать главное — воевать.
Да, с увеличением контингента, количество бюрократических моментов неизбежно возрастало. Но даже на пике численности “Вагнера”, во время Бахмутской мясорубки, вся система управления, связи и документооборота была несравнимо проще чем в армии.
4️⃣ Боевой опыт командиров. Думаю, для многих неожиданно видеть данный пункт последним. Да, опыт командиров “Вагнера” имел колоссальное значение в конечном успехе. Там был подобран такой состав, на который облизнулась бы любая армия мира. Ратибор, Лотос, Терек, сотни других командиров разного уровня. И, конечно, абсолютно легендарный Девятый, он же Вагнер. Эти люди были рождены войной и чувствовали себя в ней совершенно органично. Однако, именно условия функционирования конторы, которые я расписал выше, позволили им так проявить себя.
Без армейской бюрократии, с железной дисциплиной, с медийной поддержкой, позволявшей набирать мотивированное пополнение — эти люди смогли реализовать свой военный талант. Почти все они были выходцами из армии, но почему-то сделали для себя выбор в пользу ЧВК. Почему? Вопрос риторический.
Свежие комментарии