Здравствуйте! Такого я ещё не видел: редкий случай, когда имя олимпийской чемпионки, казалось бы, прославленной героини советского спорта, вызывает не волну восхищения, а волну негатива и требований отмены. Речь, конечно, об Ирине Родниной и одноимённом фильме, снятом по её автобиографической книге. Мне показалась очень интересной и показательной история с этим фильмом и зрительской реакцией, что хочется обсудить с вами и обменяться мнениями.

Дорогие читатели, напомню, что своё мнение я никому никому не навязываю, а ваши мысли очень жду в комментариях
На федеральных каналах бодро рассказывают, как зрители в восторге, как плакали на финальной сцене. Но стоит выйти в интернет — и картина становится совсем другой. Я прочитал более двух тысяч комментариев под рецензиями и новостями о фильме, и честно: положительных среди них не наберётся и сотни. Остальные — сплошной шквал критики, где фигурируют обвинения, обиды, разочарование и откровенное раздражение.
Сам фильм я посмотрел. Не буду лукавить — это не халтура. Видно, что бюджет почти в полмиллиарда рублей потратили не только на маркетинг. Съёмки красивы, сцены катания — технически на уровне и завораживают, актёры стараются, как могут. Визуально всё очень прилично, особенно если сравнивать с рядом других подобных биографических лент.

Но в чём проблема? А в том, что кино не работает как кино. У него нет ни живой драматургии, ни внятного посыла, ни глубины. Это фильм-портрет, нарисованный самой героиней. Роднина сама написала книгу, сама консультировала, сама утвердила, и в итоге вышло не кино, а иллюстрированная брошюра о великом человеке, написанная этим самым человеком.
Сценарий — куцый, поверхностный. Герои картонные. Даже те эпизоды, которые могли бы зацепить — спортивные драмы, личные потери, амбиции, цена победы — не работают. Всё это кажется механическим, без внутреннего огня. Как будто тебя зовут в глубокий, психологический театр, а на сцене халтурная антрепризка.
В прокате "Роднина" с треском провалилась. При бюджете почти 500 миллионов рублей сборы даже не дотянули до 200. Это катастрофа. И она выглядит закономерной.

Во-первых, конкурентами на момент выхода стали "Пророк" и "Царевна-лягушка" — более лёгкие и рассчитанные на семейную аудиторию, которая сейчас и составляет львиную долю зрителя. А "Роднина"? Про человека, которого публика в последние годы воспринимает всё более неоднозначно.
Во-вторых, общественный образ Ирины Родниной работает против неё. Люди, судя по их комментариям, помнят не только олимпийские медали. Они вспоминают и конфликт с Тарасовой — её тренером, с которой она достигала своих легендарных побед. Ту самую Тарасову, которая воспитала плеяду великих фигуристов, а теперь услышала от своей бывшей подопечной жёсткие, неблагодарные слова. Для зрителя это выглядит, мягко говоря, не очень красиво.
Добавим к этому нелестные высказывания Родниной о москвичах ("всё, что за третьим кольцом — это не Москва", "80% москвичей — не элита"). Вот как Роднина говорила про Москву совсем недавно:
"Москва для меня заканчивается Третьим транспортным кольцом. Что дальше — не знаю. Зачем ехать и жить где-то в Бирюлево? Только если тебя будет радовать московская прописка, а потом и московская пенсия"
Вот зачем такое говорить? Ну неужели не ясно как народ на это отреагирует? Искренне на понимаю.
А ещё ей активно припоминают жизнь в США в 90-е, слухи о гражданстве (сама она их отрицает) и тренировки западных соперников. Всё это люди не забыли. Комментарии под новостями — совсем не про кино. Они про образ Родниной, которая многим кажется чужой, отстранённой, даже высокомерной, и это не мои слова.

Главный мой вопрос - зачем это кино? Для кого оно снято? Оно не открывает Роднину с новой стороны, не пытается объяснить, рассказать, обнажить. Это не попытка сказать "узнайте меня лучше" или "вот, что мне пришлось пережить", это — "вот, посмотрите, какая я была и остаюсь великая". Это памятник самой себе. И зрителю это неинтересно. Потому что биографическое кино должно не только прославлять, но и раскрывать, и сомневаться, и искать.
Когда герой сам снимает о себе фильм, и выставляет себя непоколебимым и однозначным героем, это не искусство — это репрезентация. И зритель это чувствует кожей. Вот и не идёт в кинотеатры.
Но, пожалуй, больше всего меня удивляет реакция создателей. Когда прокат провалился, они не стали анализировать ошибки, а пошли в атаку: мол, это армянские боты, обиженные за поддержку Родниной Азербайджана, устроили хейт-кампанию и обвалили прокат.

Серьёзно? Мы опять всё сводим к внешним врагам и подставам? А может, дело просто в том, что зритель не дурак? Может, люди правда не захотели платить за фильм о человеке, чьё лицо ассоциируется у них не с победой, а с высокомерием? Может, у нас уже накопилась усталость от патетических спортивных драм, особенно таких, где всё преподносится как победный отчёт?
Фильм "Роднина" — это красивая, но пустая коробка. В ней нет ни конфликта, ни подлинной эмоции, ни смысла. Просто набор сцен, смонтированных под диктовку великой чемпионки. Это кино, которое само себе аплодирует. И именно поэтому зритель развернулся и ушёл.
Будете ли вы смотреть? Не знаю. Возможно, кто-то пойдёт из интереса, кто-то — чтобы проверить, прав ли народ. Но лично я, посмотрев, могу сказать: я не жалею, но и не вернусь. Не потому, что это плохое кино. А потому, что оно — настолько "великое", что приторный привкус до сих пор преследует.

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
Свежие комментарии