На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Когда же Польша устанет от Украины?

Когда же Польша устанет от Украины?

Усталость Европейского союза от Украины ставит новые вызовы перед Варшавой

На днях Bloomberg дало утечку, сообщив о некоторых деталях разговора верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля с послом Евросоюза в России Маркусом Эдерером. Посол «утверждал, что позиция Брюсселя в отношении Москвы устарела и слишком сфокусирована на украинском конфликте», пишет агентство, и «подчеркнул, что ЕС необходимо двигаться дальше, рекомендовав Европейскому совету поручить Боррелю разработать новый путь вперед в этом вопросе, о чём сообщил источник, попросивший не называть его имени».

Эту усталость чувствуют и на самой Украине, причем связывают ее не только с Евросоюзом, но и США. Так, украинский портал «Главред» пессимистично «настроен относительно политики США в отношении Украины при Байдене. Скорее всего, Штаты будут искать союзнических отношений с Европой, а значит, пойдут на уступки, в первую очередь, Германии. Для Германии наиболее принципиален вопрос «Северного потока — 2», и она будет его дожимать. За наш счет». Как поясняет порталу «Апостроф» политический аналитик Александр Кочетков, «мы для США не на первом и даже не на втором месте. У них и без Украины проблем хватает: миграция, внутриполитическая стабильность, восстановление экономики, отношения с Евросоюзом, ситуация на Ближнем Востоке. Наша страна в плане приоритетности находится где-то на третьих позициях. Увы, в сознании западных дипломатов Украина представляется страной, которая стоит с протянутой рукой. Мы просим у них помощи, а как и чем помочь — не знаем сами».

Для украинских экспертов становится очевидным, что Киев был интересен прежней администрации США Дональда Трампа для сдерживания Берлина.

Это было на руку правящей коалиции в Польше во главе с партией «Право и Справедливость» (PiS), которая, прикрываясь Вашингтоном, решала две безнадежные задачи: во-первых, не дать договориться Германии и России друг с другом, во-вторых, реализовать в Центрально-Восточной Европе конкурентный немецкому проекту Mitteleuropa свой собственный геополитический проект — инициативу «Троеморье». В первом случае Берлин сам наиграл PiS на руку, когда в 2014 году пошел на использование санкционной политики против Москвы. Правда, в то время в Польше правили антагонисты «Права и Справедливости», коалиция во главе с партией «Гражданская платформа», которая ориентировалась и ориентируется на Германию. Вероятно, в Берлине полагали, что на восточном направлении они смогут использовать Варшаву инструментально. Но победила на выборах в 2015 году PiS, а год спустя — Трамп, что перевернуло геополитическую доску.

Сейчас немецкой политической элите нужно как-то отыгрывать назад, разрабатывать «постукраинскую» концепцию отношений с Москвой, на что намекает Эдерер. Это предполагает изменения и в Польше. В марте на страницах ведущего оппозиционного польского издания Gazeta Wyborcza эксперт с большим опытом взаимодействия с тематикой национальной безопасности (в особенности в контексте восточной проблематики) Антоний Подольский выступил со статьей, в которой связал «антиевропейскую политику PiS» не с Москвой, а с «повесткой Трампа или сторонников Brexit». Также «конфликты со всеми соседями и бывшими жителями Речь Посполитой Обоих Народов» он назвал «отголосками националистической идеологии и, к сожалению, заключительного этапа существования санационного режима (1926−1939)». И «авторитарный уклон и антилиберализм — тоже не столько знак следования образцам путинской нелиберальной демократии, сколько эффект воздействия нашего собственного авторитаризма и наследия прославляемой сейчас Второй Польской республики и Пилсудского». Это означает, что в случае потери власти «Правом и Справедливостью» новое польское правительство может начать разговор с Москвой с чистого листа, в том числе в отношении Украины.

Для Варшавы отказ от прежней безоговорочной политики поддержки Киева не будет чем-то дорогостоящим. Учитывая плачевное состояние украинской экономики, трудовые мигранты из этой страны как ездили в Польшу, так и будут ездить. А больше ничего от Украины и не надо.

После того, как будет введен в строй «Северный поток — 2», исчезнет разыгрывающий потенциал карты украинского транзита газа из России в ЕС. А после того, как Польша достроит совместный с Норвегией и Данией газопровод Baltic Pipe, Варшава получит возможность не зависеть от немецко-российской трубопроводной кооперации. Тем более что сейчас перед Польшей встают другие задачи, ей нужны европейские гранты на отказ от угля и перехода на «зеленые» источники выработки энергии. Не исключено, что новые польские власти в этой ситуации вообще откажутся от проведения какой-либо самостоятельной политики на восточном направлении, включая украинское, и будут выполнять здесь лишь разовые поручения Брюсселя.

Станислав Стремидловский, ИА REGNUM

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх