Политолог и общественный деятель Виктор Милитарев нередко делится своим экспертным мнением. Взгляды Милитарева, на наш взгляд, можно отнести к оппозиционным, хотя, конечно, либералом его никак не назовешь. Так, недавно обсуждая годовщину августовского путча 1991 года и последовавший за ним окончательный развал СССР, Милитарев, который не скрывал симпатий к потерпевшему поражение ГКЧП, неожиданно подсказал путь, как юридически можно было бы возродить Советский Союз.
Напомним, просуществовавший почти 70 лет Советский Союз, был официально похоронен 8 декабря 1991 года, когда тогдашними лидерами России, Украины и Белоруссии в Вискулях были подписаны знаменитые Беловежские соглашения, юридически закрепившие окончание существования СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности».
Позже противники Бориса Ельцина неоднократно утверждали, что юридически Беловежские соглашения были ничтожны, хотя бы потому, что на Всесоюзном референдуме 17 марта за сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались 112 млн человек, то есть 76% проголосовавших.
Однако факт остается фактом — распад Советского Союза зафиксировал «конфигурацию» мироустройства, которое было признано всем миром, в том числе, естественно, и Россией.
Но Федеральное агентство новостей рискнуло задать Виктору Милитареву провокационный вопрос: а, может, было бы правильно, если бы, например, в ответ на агрессию Украины в Донбассе или «недружественные» действия НАТО на территории бывшей советской Прибалтики, Россия взяла бы, да и денонсировала Беловежские соглашения…
Приводим ответ Милитарева, еще раз подчеркивая, что публикуем мнение политолога исключительно как частное.
Виктор Милитарев © facebook.com
«Вопрос, стоит ли денонсировать Беловежские соглашения, вообще-то хороший, — отметил собеседник ФАН, — хотя я думаю, что наша власть в обозримом будущем на такой шаг не пойдет. Но в принципе Россия ведь является преемницей Советского Союза. А я также всегда говорил, что нашей стране надо признать себя правопреемницей и дореволюционной России, и в форме империи, и в форме просуществовавшей пару месяцев (после февральской революции 1917 года) республики. В этом смысле денонсация Беловежских соглашений, по-моему, — правильный шаг, который потребовал бы нового заключения договоров между Россией и другими государствами, возникшими на месте Советского Союза».
По словам Виктора Милитарева, такой шаг был бы полезен в том числе и для того, чтобы при обоюдном желании облегчить для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья присоединение к России.
«Но о большем речь, конечно, не идет, потому что наши власти крайне заинтересованы в дружеских отношениях с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, я уже не говорю об Армении. Кроме того явно виден тренд на дружбу с Азербайджаном, и все эти страны, вероятно, будут против отмены Беловежских соглашений, на основании которых они получили независимость. И в этой ситуации, мне кажется, на попытку оспаривания развала СССР никто не пойдет. Хотя, конечно, как говорится, «если бы директором был я», — то я бы такой шаг сделал. И тут надо понимать — этот шаг вовсе не означает признания, что Советский Союз, именно в той идеологии, которая была у него до перестройки, до сих пор является единственным и законным представителем России. Тут важно другое: денонсация Беловежских соглашений означает непризнание де-юре распада Советского Союза, то есть непризнание де-юре распада Большой России. Мы бы этим шагом одновременно признали правопреемство с Российской империей и Российской республикой (провозглашенной Временным правительством в 1917 году — прим.), сохранив правопреемство с Советским Союзом. И, подчеркиваю, мы де-юре заняли бы ту же позицию, которую занимала ФРГ весь послевоенный период до того, как она, извините, без всякого референдума (в отличие от Крыма) захватила всю территорию нынешней Германии, фактически, совершив аншлюс ГДР. При этом ФРГ всегда считала себя единственным государством, имеющим право суверенитета над Восточной Германией. Так что и для России декларация такого рода позиции была бы полезным шагом, и это ни в коей мере не являлось бы объявлением войны всему миру. Но, тем не менее, я уверен, что в ближайшее время наши власти на такой шаг не пойдут», — резюмировал Виктор Милитарев.
Алексей Громов
Свежие комментарии