На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Семен Демин
    Нужно опубликовать на весь мир имена,фамилии, год рождения и прочие данные погибших всушников. А передать то, что не ..."Морги и так заби...
  • Ника
    Следовательно, нужно во все двери стучаться, чтобы  в выборах могли участвовать только представители коренного населе..."Какой такой поли...
  • Георгийюра Гончар
    Ну не зря же в перестройку на Ельцина " молились"! Вот расплата, за нежелание думать головой."Какой такой поли...

Какой вариант политической реформы в России выберет Владимир Путин?

«Новым выборам – новые партии»: Записка Белоусова означает неизбежность политической реформы в России.

Если правящий класс лишить консолидирующей партии власти, а саму партию власти лишить парламентского представительства и распустить, то правящий класс потеряет канал влияния на политические процессы.

Потеряет инструмент легитимации своих целей и решений. Поэтому если в России всерьёз затевать политическую реформу, то сначала надо определиться с состоянием правящего класса - он расколот или консолидирован.

Если он расколот, то партию власти можно распускать и на её место ставить ту, которая будет выполнять роль инструмента победившей группы в правящем классе. Это довольно радикальная политическая реформа. В нашем случае это замена «Единой России» либо на партию, созданную на базе «Общероссийского Народного Фронта», либо на два ее крыла, либо абсолютно новый политический формат.

Если правящий класс сохраняет консолидацию, несмотря на групповые конфликты внутри него, то в таком случае возможен лишь ребрендинг, смена вывески при прежнем курсе. В нашем случае это смена названия с "Единой России" на условное "Российское Единство", при том, что и сама политическая реформа будет условностью. КПРФ выделят отдельно, её коммунистическую половину оставят умирать своей смертью, а социал-демократическую половину сольют с кем-то ещё типа СР и ЛДПР ради образования партии условно "Российские объединённые левые", где партия обретёт своих доноров или спонсоров в лице разных групп крупного российского капитала.

В этом случае будет создана двухпартийная система при монолитном классовом, а точнее, групповом господстве, где две партии будут сменять друг друга во власти, как демократы с республиканцами в США, меняя нюансы и акценты, но сохраняя прежним основы социального строя и способа перераспределения Совокупного Общественного Продукта.

Двухпартийная система хороша тем, что победившие группы в правящем классе могут меняться, а сам правящий класс не меняется и преемственность политики сохраняется при смене по очереди правящих партий. Да, политический процесс становится декорацией, но где он не декорация? Буржуазная парламентская демократия по своей сути есть декорация, скрывающая закулисные сговоры теснящих друг друга во власти элитных группировок. Но разве в таком случае не была декорацией Советская власть, где все решения принимались закрыто на заседаниях Политбюро? Кто-то всерьез верил, что знатные доярки и докеры реально определяют курс Страны Советов на заседаниях Верховного Совета? Что дедушка Калинин весил больше товарища Сталина? Что Подгорный был выше Брежнева? Что Громыко стоял выше Горбачёва?

Празднование 1 Мая на Красной площади. На трибуне Мавзолея К. Черненко, Н. Тихонов и Л. Брежнев. 1982

Любая политическая система в своей публичной части есть декорация и спектакль. Да, возможна ситуация, где Конгресс борется с президентом, но и там все решения принимаются за кулисами, а озвучиваются через публичные институты. Любой политический процесс есть сочетание публичных и закрытых согласовательных процедур. Даже в гаражном кооперативе члены Правления сначала советуются с группами поддержки из дольщиков, а потом выносят вопрос на Правление и принимают согласованное решение.

Так что декоративность во власти - вещь неизбежная и не самая плохая. Трудно себе представить, что нынешние депутаты из Единой России, куда включены спортсмены, артисты, коммерсанты, чиновники, либералы, монархисты и просто ловкие люди в состоянии профессионально вникнуть в любой вопрос и выдать профессиональное взвешенное решение. Без руководства извне они сначала будут 100 лет договариваться. а потом примут ошибочное решение - такое, за которое проголосует большинство, а не то, которое нужно стране. Потому что нужды страны каждый депутат понимает по-разному.

Гораздо хуже декоративности власти её неспособность вовремя принимать нужные решения. А для того, чтобы быть способной вовремя принимать нужные решения, власть должна быть в разные моменты разной - или декоративной, или не декоративной. Когда правящий класс целен, декоративность во благо, когда он расколот - во вред. При расколе правящего класса сохраняется неспособность старой декоративной политической системы решать новые главные задачи и отвечать на главные вызовы времени. Для этого нужны процедуры отторжения от власти прежних групп и приведение к власти новых. Тут политический процесс должен быть реально конкурентным и недекоративным. Декоративность служит лишь консервации пороков и недостатков. То есть для ротации элит нужна недекоративная политическая система и способность коренным образом изменять систему формирования партий и их доступа к рычагам власти.

Но когда будет достигнута очередная стабильность, любая конкурентность в политическом процессе станет во вред и для стабилизации системы её придётся снова вернуть в декоративное состояние. До тех пор, пока деградация очередной элитной группы не станет угрозой всему обществу и систему снова придётся менять.

Карикатура «Бюрократ». 1905

Российское общество крайне активно по социальной динамике и это следствие того, что в нём нет исторически сложившихся правящих классов. Бюрократия заменяет в России правящий класс, и это ненормально, потому что бюрократия не хозяин, а слуга, и когда слуга становится хозяином, это значит, что в доме беда.

Бюрократы не должны сами себе ставить задачи и сами решать, как их приводить в исполнение, не должны, потому что эта управленческая прослойка неоднородна по социальному составу, не имеет устойчивых классообразующих признаков и способна радикально менять мотивацию. Политическая система, где правящим классом становится бюрократия, находится в состоянии острой опасности. Здесь самая лёгкая дорожка к организации заговоров и распада страны. Это исторический опыт человечества за последние 200 лет.

Бюрократия может временно заменять правящий класс, когда социальная революция смела прежний класс и не успел возникнуть новый. Если бюрократия узурпирует власть и собственность, она обретает противоречивую двойственность и политическая система становится неустойчивой. Она живёт, пока бюрократию возглавляет сильный диктатор, потом бюрократия крепнет и свергает диктатора, потом она деградирует, но блокирует все пути ротации административных и политических элит.

Венцом деградации бюрократии как правящего класса становится процедура наделения ею себя собственностью. То есть административная элита прорывается в бизнес-элиту. В такие периоды общество становится крайне больным. Процветает коррупция, кризис общественной морали, нарастает падение нравственности и растут протестные настроения.

Неукоренённая легитимно в системе общественных отношений бюрократия, проводившая приватизацию в свою пользу и потому на основе криминальных решений, не в состоянии получить опору в социуме и превращается в национальных предателей, ищущих путей бегства из обворованной страны с наворованным капиталом. Но поскольку такая бюрократия пока остаётся при административной власти, она легко вербуется иностранными разведками и превращается в национального предателя.

Простой пример: в 2014 году многие члены экономического блока президента были против присоединения Крыма. "За" оказался один единственный Андрей Белоусов. Тот самый, что сейчас предложил для спасения бюджета и избегания пенсионных реформ изъять сверхприбылей металлургических и химических корпорация на 500 миллиардов рублей. И при согласии Владимира Путина получил консолидированный протест всех ключевых экономических министерств, за которыми стоят крупные олигархические круги.

Вот так бывает, когда класс собственников формируется из состава чиновников. Они не укоренены в государстве и готовы бежать из него в любой подходящий момент со всеми своими деньгами. И если не убежали, то лишь потому, что теперь их на Западе плохо принимают, да ещё и заводы их из россии никуда перевезти невозможно. Сырьевые заводы. А так уехали бы вместе с заводами.

Андрей Белоусов

Компрадорская буржуазия получается именно из вчерашней бюрократии. Это элита с первичными признаками бюрократии и со вторичными признаками буржуазии. Разумеется, главной четой такой элиты является её чрезвычайно высокая коррупционная уязвимость. Идущие чередой расследования Навального показывают со всей наглядностью, что Запад охотно использует этот компромат в борьбе за влияние на такую российскую элиту.

Расколы в такой элите происходят по мере элитогенеза, по мере её становления и превращения из бюрократической в буржуазную. Такая элита уже осознаёт свои долгосрочные классовые интересы. Она начинает требовать суверенитета и его защиты, начинает понимать приоритет государственных интересов над своими частными или групповыми. Ей некуда бежать в этом мире.

Если для бюрократической элиты "Где хорошо - там Отечество", то для новой буржуазной уже всё наоборот: "Где Отечество - там хорошо". Потому что Запад из Отечества превратился в угрозу и опасность, то есть то, что всегда ассоциируется с чужбиной. А Россия - это место, где можно сохранить собственность и достаток.

По мере разделения элиты на эти две группы и отдаления их друг от друга встаёт вопрос раздела прежде общего "властного имущества". Как всякая разводящаяся семья, современная российская элита демонстрирует борьбу за ресурс и в качестве судьи призывает президента. Как принято у нынешней коррупционной элиты, она ищет "подходы к судье", пытаясь подкупить президента обещаниями поддержки. Однако президент после выборов получил собственный ресурс и от элит не зависит. Непопулярными мерами элита старается убить рейтинг президента и тем самым вернуть его под своё влияние. Президент уклоняется от таких ударов и готовится произнести своё судейское решение.

На мой взгляд, в России готовится политическая реформа, видимой частью которой станет изменение политического ландшафта. Правящий класс как совокупность конкурирующих групп никуда не денется, но вот одни группы лишаться каналов влияния, а другие их обретут или увеличат уже имеющиеся. В этой ситуации для определения серьёзности намерений правящей элитной группы стоит выбрать два маркёра, наблюдение за которыми очень многое скажет. Первый маркёр - это партия Единая Россия. Второй маркёр - нет, не ОНФ, как можно подумать сначала. Второй маркёр - это такая маленькая и малоизвестная партия, как ПВО ("Партия Великое Отечество") Николая Старикова. Её политическая судьба многое скажет о сути перемен. И вот почему.

В процессе борьбы за место под политическим солнцем последовательный сторонник Путина Николай Стариков создал свою партию. Он долго её развивал и она достигла пика популярности в 2016 году. Кураторы Старикова очень рассчитывали, что им удастся попасть в Государственную Думу, хотя бы в минимальном числе. Но партия власти "Единая Россия" узрела в партии Старикова ПВО колоссальную опасность.

ИА REGNUM

Ссылка на первоисточник
наверх