На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Татаринцев
    Да,Россия богата военными гениями своих полководцев.Которые покрыли себя неувядаемой славой военных подвигов и велики...Опубликованы свеж...
  • Борис Леонтьев
    «Арестованы поджигатели Ка-32 в Москве (среди них — девятнадцатилетняя особь, учившаяся на юриста)» Когда каждый ден...«Пошалили» — в Ку...
  • Иван Иванов
    повод-не причина.При желании всегда найдётся.....Очередное громкое...

Для Ильхама Алиева это не война, это политический шанс

Для Ильхама Алиева это не война, это политический шанс

Клан Алиевых управляет Азербайджаном с 1993-го года

Сын Гейдара Алиева – Ильхам – отнюдь не желает покинуть столь тёплое место, хотя он фигура для многих крайне неудобная. Поэтому, чтобы усидеть в президентском кресле, война для Ильхама была не просто нужна, она была неизбежна. И для этого существует множество оснований.

В самом деле, клан Алиевых в Азербайджане породил то, что по гамбургскому счёту можно именовать «культом личности». В «республике» имя Алиева носит нефтепровод, ему посвящён культурный центр, возвышающийся на проспекте Алиева же и спроектированный дорогостоящей и модной Захой Хадид. Азербайджанское высшее военное училище также носит имя Гейдара. Дворец имени Ленина, построенный в 1972-м году, был переименован в дворец имени Алиева. Существуют, конечно, фонд Алиева, премия его же имени, спортивный турнир, орден и т.д. А академики Национальной академии наук Азербайджана даже ввели новый научный отдел – «алиевоведение».

В общем, казалось бы будущее Алиевых безоблачно – народная «любовь», нескончаемый поток нефтяной и газовой валюты, процветающая, впрочем, весьма «открыточная», столица… Но само географическое положение, непростая история и статус постсоветской республики уже вносят множество далеко не радужных перспектив. К примеру, ещё в начале 19-го века территория Азербайджана представляла собой разноцветный ковёр из ханств – от Бакинского до Ширванского и Кюринского. Эти разобщённые квазигосударства были втиснуты между могущественными Персией и Турцией на юге и Российской империей на севере.

При этом, если основательное утверждение России на Кавказе относится к веку 19-му, то откровенно варварская экспансия древних держав Ближнего Востока на территории современного Азербайджана имеет более чем тысячелетнюю историю. И положение к 21-му веку ни капли не изменилось, оно было просто обёрнуто в дипломатическую политиканскую упаковку.

Распад СССР принёс с собой проблему Нагорного Карабаха, Нахичеванской автономной республики, входящей в состав Азербайджана, но не граничащей с ней, а имеющей границу с Турцией. И весь этот бардак был отлакирован возрождением идеи пантюркизма, которая в голове Эрдогана являет собой Османскую империю с яростным экспансионизмом, и имперскими амбициями Ирана. А тут ещё и крайне важные экономические связи с Россией…

Понимали ли это в клане Алиевых? Скорее всего, да. Именно поэтому Ильхам старался пройти между струйками. С одной стороны он пытался сохранить дружественные отношения с Россией. Даже после начала боевых действий Алиев посылал сигнал в кремль, что турки в конфликте не участвуют, т.е. повода вывести российскую Каспийскую флотилию в море – нет.

С другой стороны он всеми силами заигрывал с Турцией и США. К примеру, когда Гюлен был объявлен врагом Эрдогана и его школы начали закрывать по всей Турции, Азербайджан первым взял под козырёк и пошёл следом. При этом Азербайджан продемонстрировал и готовность вести независимую политику, когда отказался признавать республику Северный Кипр, т.е. Кипр турецкий.

Но ни Запад, ни Турция полумеры в вассальной политике не признают. Именно поэтому Amnesty International с 2012-го года вопит о нарушении прав человека и отсутствии свободы слова в Азербайджане, чтобы Алиев был более покладистым. Также, именно поэтому в Азербайджане не просто только сейчас появились ближневосточные «бармалеи», а сидели там годами. Ещё в 2012-м году в результате крупномасштабной спецоперации в Баку, Гяндже, Сумгайыте, Гахском, Загатальском, Шекинском, Гусарском, Абшеронском и Хачмазском районах 19 членов вооруженной группировки были арестованы. А в 2016-м были арестованы шесть жителей Загатальского района, у которых изъяли два автомата, два пистолета, 13 ручных гранат, 310 патронов, пять тротиловых шашек и религиозную литературу.

И это была обезврежена только небольшая часть именно вооружённых подрывников, а количество граждан, прошедших «культурный обмен»  по линии турецких университетов и медресе, и подсчёту не подлежит.

А в июле сего года на улицы Баку высыпали всем нам знакомые «молодые люди», скандировавшие «патриотические» лозунги и призывавшие немедленно начать войну и объявить мобилизацию. Буйство «патриотов» достигло такого накала, что они даже попытались проникнуть в здание парламента страны.

Таким образом, Алиева всеми силами толкали на войну, и силы, которые это делали, перспективы победы или поражения Баку никак не волновали – любой сценарий приемлем, вплоть до турецкого флага в столице Азербайджана. И, по моему скромному мнению, Ильхам это прекрасно понимал, поэтому, не имея возможности пресечь войну в принципе, выжидал максимально удобного момента, чтобы и власть сохранить, и «союзников» ублажить. И это ему удалось!

Во-первых, в войну он вошёл с техническим перевесом, имея и больше танков, и пехоты, и артиллерии, и авиации.

Во-вторых, он может практически не бояться увидеть танки Армении на подступах Баку или даже Барды. Просто нет у современной Армении таких технических ресурсов.

В-третьих, Пашинян своей многовекторностью одновременно ослабил силовой блок Армении, снизил взаимодействие своей страны с Россией, а заодно он умудрился посеять зёрна очень серьёзных сомнений в союзничестве и дружбе Армении в российском обществе. Для Алиева – просто подарок, которым он сразу воспользовался.

В-четвёртых, Алиев, политик со стажем в десятилетия, получил в качестве оппонента лидера соседней страны в лице Пашиняна, бывшего журналиста с двухлетним премьерским стажем. Как бы это цинично не звучало, это, в самом деле, политический праздник какой-то…

И, последнее, автор вполне допускает возможность, чтобы не говорил сам Алиев, что Ильхам рассчитывает перебросить непосредственно на фронт все горячие головы, подрывавшие его правление. Всех религиозных фанатиков, завербованных «патриотов» и просто буйных фронт, как правило, быстро остужает, порой навечно.

Как долго эти кровавые политические игры продлятся – зависит от третьих сил. И с какими бы удачными стартовыми позициями не начал Алиев, итог опять-таки не полностью в его власти.

Сергей Монастырёв, специально для News Front

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх