Конституционный суд Польши установил приоритет основного закона страны над законодательством Европейского союза. Новость об этом вызвала бурную реакцию Брюсселя, отдельные политики предрекают полякам позорное изгнание из ЕС. Впрочем, ни одна из сторон конфликта не готова к такому развитию событий. Европа наверняка попытается решить проблему иначе — спровоцировать в Польше политический кризис, досрочные парламентские выборы и приход к власти оппозиционной «Гражданской платформы», которая оперативно исправит «перегибы» предшественников.
«Евросоюз, созданный равными и суверенными странами, интеграция которых осуществляется на основании права ЕС, а также на основании решений суда ЕС, входит в новый этап, когда органы Европейского союза действуют за границами своих компетенций, переданных Польской Республикой», — заявила глава Конституционного суда Польши Юлия Пшелембская, оглашая недавнее решение.
Примерно то же самое в прошлом году произошло в России: Госдума установила приоритет Конституции над международным договорами и соглашениями, а президент подписал этот закон. Но над высшим законодательным органом РФ не довлеет авторитет Брюсселя, который шокирован вердиктом польского суда. Отдельные политики не стесняются угрожать Варшаве прекращением членства в ЕС. Среди них — немецкий евродепутат от Партии европейских социалистов Йенс Гейер.
«Если юридическое сообщество в ЕС больше не существует, ему следует самораспуститься. Для Польши сейчас есть два варианта. Либо польская конституция будет приведена в соответствие с европейским законодательством, либо Польше придется покинуть ЕС», — заявил Гейер.
Более «тяжеловесные» политики высказываются аккуратнее, но и они дают понять, что Варшава переходит «красные линии». Причем решение о приоритете национального законодательства над европейским — это только вершина айсберга. Польша регулярно становится объектом уничижительной критики за давление на средства массовой информации, за судебную реформу, за нарушения прав сексуальных меньшинств, за нежелание следовать климатической политике Евросоюза.
Совсем недавно Европейский суд юстиции в Люксембурге обязал Польшу платить по 500 тысяч евро в сутки, если она не прекратит добычу угля на шахте «Туров» в Богатыне. По факту это первый случай в истории, когда ЕС вводит штрафные санкции против отдельного государства за саботаж «зеленой сделки».
Реакция поляков оказалась прогнозируема: они заявили, что никаких штрафов платить не собираются. И вообще, никто не имеет права регулировать их энергетику! «Правительство Польши не закроет шахту «Туров». С самого начала мы считали, что приостановление работ на шахте в Турове поставит под угрозу стабильность польской энергосистемы. Это имело бы негативные последствия для энергетической безопасности миллионов поляков и всего Европейского союза. Ее закрытие также означало бы огромные проблемы для повседневной жизни», — говорится в заявлении Кабинета министров Польши.
Это лишь один из острых вопросов, которые осложняют отношения Брюсселя и Варшавы. Но идти на радикальные меры они по-прежнему не готовы.
Для Евросоюза изгнание Польши означает запуск процесса собственного распада. Или ускорение этого процесса, если мы предположим, что он уже запущен.
Полякам же элементарно некуда уходить. Сегодня они не смогут рассчитывать даже на поддержку Соединенных Штатов: демократы в Вашингтоне ориентируются на Западную Европу.
Президент Джозеф Байден налаживает отношения с Германией и, судя по всему, неплохо справляется с этой задачей. Сделка по «Северному потоку — 2» позволила хозяину Белого дома открыть новую страницу американо-немецкого сотрудничества.
С правящей польской партией у президента США, напротив, имеются несведенные личные счеты. Во время предвыборной кампании в Соединенных Штатах она однозначно поддерживала Дональда Трампа. Свое отношение к «Праву и справедливости» (ПиС) Байден выразил во время предвыборной кампании, когда причислил Польшу к «тоталитарным режимам Восточной Европы».
Эти «вводные» необходимо учитывать, чтобы понять, как будут развиваться события. Польская проблема Европы решится сама собой, если ПиС проиграет борьбу за власть оппозиционной «Гражданской платформе». Это абсолютно проевропейская партия, которая выполнит (возможно, с небольшими оговорками) все основные требования Брюсселя: закроет шахты, «приласкает» геев и прочее.
Очередные парламентские выборы в польский Сейм запланированы на 2023 год. Евросоюз может либо спокойно ожидать их исхода, не совершая резких движений, либо пойти по пути провоцирования в Польше острого политического кризиса, чтобы помочь ПиС досрочно уйти в оппозицию.
Здесь, конечно, наше воображение может разгуляться: Евромайдан по-польски, на улицах Варшавы горят покрышки, президент Анджей Дуда убегает в какую-нибудь Венгрию… Однако этот сценарий выглядит почти фантастическим. На своей территории Евросоюз такого не допустит — прецедент будет слишком опасным. В Польше могут применяться отдельные элементы «цветных революций», но не для того, чтобы устроить переворот, а для того, чтобы провести досрочные парламентские выборы.
Конечно, даже в этом случае успех оппозиции не гарантирован. «Гражданскую платформу» раздирают серьезные внутренние противоречия, ее лидер Дональд Туск явно не соответствует образу «лидера нации» и едва ли сможет вывести на протест миллионы сограждан.
«Евромайдан по чисто политическим причинам в Польше вряд ли начнется. Единственным фактором, который может активизировать польскую оппозицию, мог бы стать экономический кризис, который заденет большое количество польских домохозяйств», — прогнозирует магистр политологии краковского Педагогического университета Матеуш Камионка.
Еврокомиссия может создать Варшаве определенные экономические трудности, если заблокирует ей выплаты из общесоюзного бюджета. Председатель Европарламента Давид Сассоли допускает такую возможность. Но лишение Польши финансовой подпитки извне обещает затянуться на несколько лет. К тому же не факт, что остальные страны ЕС в едином порыве будут поддерживать эти санкции.
Одно можно сказать наверняка: чем сильнее Европа будет давить на правящую польскую партию, тем сильнее та будет сопротивляться и «закручивать гайки». Со временем может оказаться, что «демократическая» Польша и «тоталитарная» Беларусь не слишком отличаются друг от друга. Не случайно Байден поставил между ними знак равенства.
Свежие комментарии