АиФ–Оренбург
2024-й может войти в историю Оренбуржья как год, когда в регионе родилось менее 16 тысяч детей. Это абсолютный минимум – даже в «лихие 90-е» демография была лучше. Никакие попытки исправить ситуацию и убедить оренбурженок рожать больше пока успехами не увенчались.
Между тем ровно 80 лет назад был принят беспрецедентный Указ Президиума Верховного Совета ССР №118/11 о мерах по стимулированию рождаемости и поддержки семей.
Этим указом глава СССР Иосиф Сталин отменил алименты и ввёл налог на бездетность.
Военно-демографическая яма
К лету 1944 года было уже абсолютно понятно, что Великая Отечественная война идёт к завершению и до окончательного разгрома фашистской Германии осталось немного. Нужно было думать о том, как жить после Победы.
Главная проблема – демографическая: потери СССР в войне до сих пор точно не подсчитаны, но речь идёт как минимум о 35 миллионах человек, в основном – мужчин. На этом фоне рождаемость в стране упала до 2,5 миллионов по итогам 1944-го – это было почти втрое меньше, чем в довоенном 1940-м.
Перед правительством СССР стояла невыполнимая, казалось бы, задача – при острой нехватке мужского населения, в тяжелейших материальных и бытовых условий, нищете, голоде, когда миллионы домов были разрушены и сожжены, вытащить страну из демографической ямы. Для этого были сделаны несколько принципиальных шагов, об эффективности и справедливости которых до сих пор спорят историки.
Не вдаваясь в юридические подробности, можно выделить три ключевых момента Указа 118/11. Во-первых, значительно, практически в 10 раз увеличивались денежные пособия матерям-одиночкам, дети которых были рождены вне законного брака. Кроме того, отменялась всякая ответственность, если мать оставляла младенца в роддоме – никаких последствий, в том числе финансовых, не предусматривалось. Фактически именно в 1944 году и была сформирована существующая и поныне система домов малютки – приютов для брошенных грудничков.
Второй важный момент: вводился новый налог на бездетность. Прежний существовал и ранее, с 1941 года, но новые стави были куда жёстче. Мужчины, а также незамужние женщины фертильного возраста платили 6% от зарплаты, если у них совсем не было детей, 1% - если был один ребёнок и 0,5% - если двое. Полностью от налога освобождались лишь семьи, где было трое и больше детей. Причём если один из отпрысков умирал и в семье снова было меньше трёх, налог опять надо было платить.
В народе данное нововведение тут же окрестили налогом «на яйца», так как мужчины оказались в неравном положении с женщинами. Представительницы прекрасного пола ничего не платили, если были бездетными и не состояли в браке. Мужчина же начинал платить налог на бездетность сразу с 18-летнего возраста, вне зависимости от семейного положения.
Фото: www.globallookpress.com
Гуляй, мужик!
Третьим – и наиболее скандальным моментом Указа 118/11 стала отмена алиментов. Женщинам, забеременевшим и родившим вне брака, нельзя было требовать никакие выплаты от отца ребёнка, а также предъявлять наследственные, имущественные и иные претензии к нему. Мужчина мог добровольно признать ребёнка и платить деньги, но если не хотел этого делать – то суды просто не принимали заявления от матерей.
Логика такого решения была простой, хотя и иезуитской: после войны на одного фертильного мужчину приходилось 9 фертильных женщин. Официально разрешить многожёнство власть не могла, а вот создать условия, когда видному мужику можно без последствий «погулять» - вполне.
Бытует история, что Сталин лично вписал пункт об отмене алиментов в готовящийся проект Указа. На недоумённый вопрос тогдашнего Председателя Президиума ВС СССР Михаила Калинина: «а кто же их кормить всех будет?», вождь, затянувшись трубкой, ответил: «Государству нужны дети? Государство о детях позаботится!»
30 лет демографического роста
Можно по-разному относится к сталинской инициативе, но факты – вещь упрямая. Уже через год после отмены алиментов рождаемость в СССР взлетела почти вдвое – до 4 млн. младенцев, появившихся в 1946 году. Конечно, не только «гулящий» указ тому причиной: всё-таки закончилась война, народ воспрял духом, поверил в будущее. Страна была охвачена ликованием, с фронта возвращались Герои, а истосковавшиеся по мужской ласке женщины встречали их, как говориться, со всей теплотой и страстью.
Жизнь налаживалась: 14 декабря 1947 года были отменены продовольственные карточки, отступила угроза голода. Рождаемость росла стремительными темпами: в 1949 году на свет в СССР появилось уже более 5 миллионов малышей. Что любопытно – именно в 1949-м налог на бездетность был повышен для сельского населения, в результате сельчане, не имеющие детей, платили 150 рублей в год, а имеющие одного ребёнка — 50 рублей, двух детей — 25 рублей в год.
Ставки были снижены лишь в 1952 году, а полностью налог на одиноких и бездетных был отменён аж в 1992-м, после распада страны.
Впрочем, до довоенных показателей – 6 миллионов новорожденных в год – СССР так никогда и не вернулся. Пик пришёлся на 1986 год, когда на свет появились 5 млн. 611 тысяч новых граждан Советского Союза. Но это уже следствие антиалкогольной кампании Горбачёва, которая действительно принесла оздоравливающий нацию и ярко позитивный демографический эффект. Хотя и стала одной из причин краха бюджета страны и гвоздём в крышку гроба Страны Советов.
Что же касается алиментов, то сталинская система с некоторыми изменениями просуществовала аж до середины 1970-х. В привычном виде алиментные платежи с удержанием 25% заработка с работающего родителя на одного ребёнка, 33% - на двух и 50% на трёх и более сформировалась лишь в начале 1980-х. Тогда же маятник закона качнулся в другую сторону: мужчин стали записывать в отцы детей только по факту записи в ЗАГСе. Например, муж и жена могли не жить вместе годами, жена могла фактически быть гражданской супругой другого мужчины, но все рождённые ею дети автоматом записывались на законного мужа. И тот обязан был платить алименты, даже если было доказано, что биологически отцом он не является.
Сегодня в попытке улучшить демографию снова идут споры о введении «налога на бездетных» и создании алиментного госфонда, дабы платить всем матерям без мужей, взыскивая деньги с тех, у кого детей нет. Некоторые депутаты предлагают запретить разводы вообще, а также обязать мужчин платить по 75% доходов бывшим жёнам. Якобы только так можно спасти институт брака и повысить рождаемость.
Но опыт даже самых богатых стран мира показывает: деторождение «за деньги» приводит к маргинализации и всё более возрастающим запросам. Детей нельзя покупать. Они должны появляться только по большой любви, чувствуя заботу и родителей, и государства. Как и завещал товарищ Сталин
Свежие комментарии