На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Геннадий Хрипунов
    Это и есть этого гомика-пидораста мирный план, который он предъявляет пиндосам англосаксаксам и другой швали кто сосё...Поэтому в плен их...
  • Сергей Кочегаров
    Уж не тебя ли, глиста, опять потревожили в твоем дристалище, что опять засмердело в интернете?Ужасной или прекр...
  • Кошмар
    Похоже, ты сам доклад Герасимова не слышал ни разу, а начитался ципсошных фейков про 3 дня... Ну, или как вариант, ты...Поэтому в плен их...

"Были в Турции, но не смогли ответить зачем": Темы, которые опасно обсуждать с китайцами

Фото: Peter Sherman Crosby/ Shutterstock.com

Национальный вопрос в Китае стоит не менее остро, чем в России, но там его решают совсем не так, как у нас. По-восточному. В 1960–1970-е годы под каток попали русские жители КНР. Сегодня жёстче всего относятся к мусульманам-уйгурам. О плюсах и минусах китайской межнациональной политики Царьграду рассказал путешественник Павел Бангкоков, который на протяжении многих лет подолгу путешествует по Китаю и уже не раз бывал в его прошлых и настоящих "горячих точках".

 

ЧЕРТИНОВ ВЛАДЛЕН

Антикультурная революция

Царьград: Как я понял, все русские в Китае в своё время были гонимым нацменьшиством. "Культурная революция" принесла им немало горя.

Павел Бангкоков: Не только русским, но и китайцам — всем. Когда-то в городе Кульдже и его окрестностях (в Уйгурском автономном округе было много поселений — русских, татарских) были русские школы, а при Сталине — техникумы. Но "культурная революция" прошлась по этим поселениям как катком. Один татарин как раз учился в таком техникуме.

В 1962 году хунвейбины посадили его в тюрьму без суда и следствия. Он сидел 18 лет неизвестно за что в камере-одиночке — до 1980 года. Не сошёл с ума благодаря математике, которую проходил в техникуме. Продолжал в камере ею заниматься. А потом к нему пришли из РОНО: "Ты по-русски говоришь? Давай русскую школу откроем". Их же позакрывали все. Он ходил собирал детей по деревням в эту школу-интернат.

РУССКАЯ ШКОЛА В КУЛЬДЖЕ. ФОТО ПАВЛА БАНГКОКОВА

Много лет этот татарин был директором и учителем русского языка. Сам по-русски писал стихи. Потом президент Татарстана Шаймиев пригласил его в гости, предлагал дом, пенсию и профессорскую должность. Но директор отказался, сказал, что его родина Китай.

ЛЮСТРА В ХАРБИНСКОМ РЕСТОРАНЕ, КОТОРУЮ ЕГО ВЛАДЕЛЕЦ ВЫРЕЗАЛ ИЗ ДЕРЕВА В ПАМЯТЬ О СВОЕЙ РУССКОЙ МАМЕ. ФОТО ПАВЛА БАНГКОКОВА.

Один архитектор написал книгу о своей русской маме, которую в "культурную революцию" на улице закидывали камнями. В память о ней и своих русских предках он открыл в центре Харбина трёхэтажный крутой русский ресторан — весь из резного дерева, причём работы по резьбе выполнял сам.

МОГИЛА РУССКОЙ МАМЫ АРХИТЕКТОРА. ФОТО ПАВЛА БАНГКОКОВА.

В Эльхэ — Русской волости — существует неплохой русский музей. Но в нём нет ни одной подлинной старой вещи русского быта.  Люди их боялись хранить.

На весь Китай осталось лишь три русские печки. Одна из них в Кульдже — в местной пекарне, построенной на фундаменте бывшей православной церкви. В середине XIX века Кульджа десять лет входила в состав Российской Империи, там была церковь, но её разрушили  хунвейбины. Остался фундамент.

Но в городе жили русские пятидесятники (христианские общины, близкие к протестантизму. — В.Ч.), они не сбежал во время "культурной революции", в отличие от многих других, потому что "Бог им сказал не уезжать".  И с местными не перемешались. Сказали: хоть мы и не православные, жалко даже этот фундамент китайцам отдавать. И построили на нём пекарню.  В ней до сегодняшних дней сохранилась русская печь.

РУССКАЯ ПЕКАРНЯ, ПОСТРОЕННАЯ НА ФУНДАМЕНТЕ РАЗРУШЕННОГО ХРАМА. ФОТО ПАВЛА БАНГКОКОВА.

Пятидесятников, конечно, тогда хорошо потрясли, разрушили их дома, и им пришлось переселиться на православное кладбище. Они могилы перекопали, подвинули, и власти их не тронули по сакральным соображениям. А со временем пятидесятники даже добились, чтобы пекарня получила статус объекта культурного наследия.

Более того, русская пекарня — единственный дом в городе, где, несмотря на тотальную борьбу со смогом, разрешено жечь дрова. С этой пекарни кормятся четыре семьи. Они сами делают закваску, опару, дрожжи, хмель собирают в горах.

В пекарне запрещена фотосъёмка, и в конце рабочего дня все ее оборудование убирают и прячут — для того, чтобы не выдать секреты приготовления выпечки, которые китайцы всё время пытаются выведать: с этой целью уже не раз пытались в пекарню залезть ночью.

ВЕРУЮЩИЕ — ПОТОМКИ РУССКИХ — НА БОГОСЛУЖЕНИИ В ХАРБИНЕ. ФОТО ПАВЛА БАНГКОКОВА.

Другой житель русской общины — гармонист — собрал коллекцию из 800 гармошек, и их у него выкупило китайское государство, создало большой музей. А ещё один входил в национальный совет КНР — что-то вроде нашей Общественной палаты.

В ХАРБИНЕ НЕ НАЙТИ НИ ОДНОЙ НЕ ПОТЕРТОЙ КРЫШКИ КАНАЛИЗАЦИОННОГО ЛЮКА. НА НИХ ИЗОБРАЖЕН МЕСТНЫЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР. МЕСТНЫЕ РУССКИЕ ВЕРУЮЩИЕ СРЕЗАЮТ С КРЫШЕК КРЕСТЫ, ЧТОБЫ ИХ НЕ ТОПТАЛИ ПРОХОЖИЕ.  ФОТО ПАВЛА БАНГКОКОВА.

Уйгурский вопрос

— Тайваньскую проблему китайцы часто обсуждали с тобой?

— Тему Тайваня с ними лучше вообще не затрагивать.  Для них это часть Китая и всё. Отколовшаяся провинция, блудный сын.

— А как насчёт мусульман-уйгуров? В интернете не так давно завирусилось видео очень жёсткого обращения с исламистом в китайской тюрьме. С подтекстом "вот как надо поступать с террористами".

— Уйгурия — это такой особый регион типа нашей Чечни. Там существуют четыре вида лагерей, их ещё называют школами. В лагерь первого, самого жёсткого вида попадают уйгуры, которые были в Турции и не смогли объяснить, что там делали. Хотя понятно что: учились в лагерях террористов.

В лагерь второго вида попадают люди с погашенной судимостью, в лагерь третьего вида — те, у кого была какая-то административка, в лагерь четвёртого вида — те, кто ни в чём плохом не был замечен. То есть через лагеря проходят все уйгуры. А школами их называют потому, что они там учатся и сдают экзамены по китайскому языку, Конституции, административному праву, знанию законов, социальных проектов, истории партии.

Если сдаёшь успешно, выходишь уже через полгода. Если нет — будешь учиться, пока не сдашь. Я разговаривал с людьми, учившимися в "школах" второго, третьего и четвёртого видов. Все они получили по 5 лет, но вышли через 9 месяцев, сдав экзамены.  Они сказали, что в "школах" этих трёх разновидностей никто никого не бьёт, кормят на убой, и можно звонить домой. Все они не уйгуры, но выросли с уйгурами и говорят, что власти всё правильно сделали. Жить стало намного безопаснее: уйгуры теперь ходят по улицам без ножей, нормально себя ведут и говорят по-китайски.

Я не раз бывал в Уйгурском округе и подтверждаю: раньше там было небезопасно, теперь всё иначе. Уйгуры не только ходят без ножей, но даже правильно дают сдачу. Потому что если со мной что-то случится и я позвоню в полицию, виновника снова заберут в "школу". И, честно говоря, я бы ввел такие "школы" в некоторых неспокойных регионах России. Чтобы тоже немножко поучились.

УЛИЦА СТАЛИНА В ХАРБИНЕ. ФОТО ПАВЛА БАНГКОКОВА

КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДт. Но есть одно но..

— Ты ведь каждый год путешествуешь не только по ту сторону русско-китайской границы, но и по эту. И как впечатления?

— Россия улучшается. Я давно езжу автостопом, и раньше в стране было много опасных мест. Например, в Курской области, в малых городах Центральной России, про Сибирь вообще молчу. Сейчас безопасно везде, кроме Тувы, Бурятии, Забайкальского края, Ингушетии, ну и, наверное, всё-таки Дагестана, хотя там и пытаются развивать туризм.

Дороги стали очень хорошие, уж я-то помню, какими они раньше были. Плохо, что только Москва и Питер развиваются максимально. Но и остальные крупные города становятся лучше — Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, а самый лучший, на мой взгляд, Красноярск, но не в плане экологии, а с точки зрения развития города.

Южно-Сахалинск меня поразил — богатейший город. Я там заболел, так меня без очереди отправили на КТ. И малые города вроде Ишима тоже становятся лучше. Везде пытаются проводить реставрацию. Появляется много интересных стартапов, сетевых кафешек. Причём видно, что создаётся все это с душой, а не для того, чтобы бабла нарубить.

Россия развивается и улучшается, но в то же время я в своих поездках уже вижу напряжённость с мигрантами, конфликты на улицах. Боюсь, всё идёт к тому, что скоро у нас будет как в Германии. У меня там друзья работают в больницах. Рассказывают: у них постоянно происходят скандалы и стычки с мигрантами. Те привозят жён по скорой и не дают их обследовать, требуют: "Ищите врача-женщину". Если слышат ответ: "Ну нет женщины" — доходит до драк. То орут, что им не ту еду дали, то требуют ввести мусульманский день в бассейнах. Всё время качают права.

Узбекистан и Таджикистан — мои любимые страны. И люди там живут очень хорошие, но они прямо говорят: мы рады, что вы всех наших экстремистов из кишлаков забрали к себе. Там с ними, кстати, не цацкаются, как у нас. Мгновенно разбираются. Понимают: если впустить эту заразу, мало не покажется. В Средней Азии запретили никабы, а у нас не могут никак. И куда, спрашивается, все эти запрещённые поедут? В Россию. Вот напряжённость к нам и перетекает.

 

Русские китайцы — титульная нация Поднебесной. Особые русские районы, о которых не знают в России

В Китае тоже есть Русский мир. И даже особая русская административная единица — волость Эньхэ. Там, а также в других районах Китая, населённых нашими соотечественниками, много раз бывал путешественник Павел Бангкоков. По его мнению, китайская культура настолько комфортна, что растворяет всех. Но тем не менее в стране сохранились русские, которые живут в Поднебесной уже больше 350 лет. Павел рассказал Царьграду, как Патриарх Алексий II вернул им Родину и спас от полной ассимиляции.

ВЛАДЛЕН ЧЕРТИНОВ

Медовик победил, а наполеон потерпел поражение

ЦАРЬГРАД: Много ли русских живет в Китае?

ПАВЕЛ БАНГКОКОВ: Очень. Даже в маленьких городах, когда продлеваю визу, я вижу в тетрадке очень много русских фамилий.

Во-первых, едут перекупщики, которые заказывают товары на Таобао (что-то типа китайского "Амазона"), оптовики. В Китае построили огромные магазины "Русские товары". Китайцы охотно покупают нашу сгущёнку, шоколад, конфеты, вино "Монастырская изба" в специальных бутылках. Спрашивал у них, почему покупают, отвечали: "Хорошее качество". Очень много там продаётся янтаря из России.

Хотя китайские вкусы трудно предугадать. Например, медовик у них хорошо зашёл, а наполеон - почему-то нет. Но если что-то зашло, то китайский рынок производителя и продавца просто озолотит. У меня знакомая заведует выпуском упаковки, написала недавно, что им заказали огромную партию обёрток для шоколода "Алёнка" с китайскими иероглифами.

Во-вторых, русские открывают в Китае рестораны и производства - шитьё одежды, выпуск настольных ламп и т.д. Мне многие из таких предпринимателей говорили, что в Китае легко делать бизнес.

В-третьих, в стране много русских дизайнеров, музыкантов, циркачей, хореографов - открываются школы русского балета.

Я по русским в Китае вижу, что у них там хорошая жизнь. Китайская культура настолько комфортна, что растворяет всех. Не удивлюсь, если окажется, что и монголы, когда-то захватившие Китай, тоже в нём растворились. Еда вкусная, культура очень толерантная к другим, жизнь спокойная - даосизм и конфуцианство учат относиться ко всему без агрессии.

И ещё в Китае много преподавателей и студентов из России. Причём они, в отличие от многих китайцев, на стипендиях. Китай выделяет на иностранных студентов неимоверные деньги. Кроме наших, стало много студентов из африканских стран. Китай же сейчас ведёт экспансию в Африку, реализует там много инфраструктурных проектов. А вот студентов-европейцев, как мне кажется, в Китае сейчас значительно меньше, чем прежде.

Русские 350-летней выдержки

- Живут ли в Китае русские, переселившиеся туда не в последние, а в какие-нибудь ещё стародавние времена?

- Рядом с Благовещенском есть деревня Албазино - это первое русское поселение на Амуре. 350 лет назад его осадила китайская армия и взяла в плен порядка 50 казаков. Их отправили в Пекин и сформировали вооружённый отряд при дворе императора, дали им лучшие земли в центре столицы, китайских жён и большое жалованье. А Россия отправила в Китай духовную миссию, чтобы их окормлять и чтобы они не растворились среди китайцев. Потомки тех казаков китаизировались, но сохранили православие. Считали себя не китайцами, а именно албазинцами. Во время "культурной революции" их, как и всех русских, стали преследовать, и они кто куда разбежались. Считалось, что они потерялись. Но в 1990-е годы Патриарх Алексий II послал в Китай делегацию с целью албазинцев найти и собрать. И их собрали, молодёжь отправили учиться в Россию. Одного - даже в семинарию, но рукоположить его не позволила партия, и он сейчас занимается экспортом-импортом в Шанхае. Албазинцы не говорили по-русски, но помнили свои фамилия (Хабаров, Яковлев), у них были русские имена. Сейчас идёт возрождение албазинства, и одна семья после 350 лет жизни в Китае даже переехала в Абакан.

А всего в Китае зарегистрировано 15 тысяч коренных русских.

Русские - титульная нация волости Эньхэ

ФОТО: Город Аргунь в Русской волости. Фото Павла Бангкокова

Во Внутренней Монголии на границе с Забайкальским краем существует официальная админстративная единица Эньхэ - Русская национальная волость. Там русские - титульная нация, и их реально много - несколько тысяч. Между собой они используют русские названия деревень. До 2006 года в школах официально преподавался русский язык, но потом в Китае из-за проблем с уйгурами повсюду ликвидировали национальные школы и ввели для всех обучение на китайском.

Но зато в Эньхэ развивают русский этнический туризм, для китайцев это очень удобно: и русские вроде живут, и по-китайски говорят. В 1990-е годы, когда открыли границы, многие местные жители стали работать переводчиками, но при этом не могли по-русски читать и писать - учились, многие уже в преклонном возрасте, по контрабандным букварям, потому что в Китай нельзя провозить учебную литературу.

В волости существует русский театр с обязательным условием - у артистов должны быть русские корни. Там построили церковь, и одного местного мужичка даже рукоположили в священники.

Контрабанда икон и крестов по Божьему благословению

Правда, для того, чтобы иностранец мог посетить в Китае православный храм, он предварительно должен пройти допрос. Меня на входе в церкви постоянно задерживали какие-то служащие, рекомендовали обратиться в КГБ и говорили: "Завтра приходите". На следующий день после допроса являешься на службу, там тебя уже встречает мужик в чёрном пиджаке, спрашивает: "Ты такой-то?" - "Да". - "Вставай сюда. Фотографировать нельзя".

Я, каюсь, в один из храмов возил утварь контрабандой. Мне заказали 50 похоронных покрывал на лоб покойникам, 50 крестов в руку, 50 иконок в гроб и много ладана - всё это тоже запрещено было ввозить. Я объяснил ситуацию в одном крупном российском монастыре, рассказал, куда именно и как все это нужно доставить. Взял благословение на то, чтобы везти иконки в трусах. Ушил свои "семейники", чтобы плотно сидели. Купил штаны-шаровары на два размера больше. Покрывала вокруг пояса обвязал. Я знаю все погранпереходы Китая, понимаю, где можно что-то провезти, а где нет. Выбрал пункт пропуска, где никого не проверяют, потому что через него идёт толпа "челноков". И вот когда уже перешёл на китайскую сторону КПП и передо мной в очереди оставалось пять человек, пограничники вдруг стали уводить людей на полный досмотр. Забрали одного, другого, третьего. Но в тот момент, когда передо мной оставался уже один человек, офицеру кто-то позвонил и куда-то вызвал. Он махнул рукой и сказал мне: "Проходите". Я думаю, это было чудо.

Обыск не состоялся, но мне устроили допрос. Я сидел на нём весь в крестах и иконах. Когда перешёл границу, у меня был адреналиновый шок - руки тряслись.

Картина дня

наверх