Давненько у нас ребе Ищенко не было...
В российском обществе с самого начала СВО идёт бурная дискуссия по поводу того, где надо остановить российские войска, какие части Украины включить в состав России, а какие не надо. Я много раз говорил, что, с моей точки зрения, добиваться надо полной ликвидации Украины.
Можно при помощи раздела с соседями, но лучше путём полного её поглощения. Так безопаснее. Конечно, необходимость долго и упорно возвращать человеческий облик бандеровцам на Западной Украине мало кого вдохновляет, но гораздо безопаснее контролировать этот процесс самостоятельно, чем надеяться, что поляки бандеровцев на ноль помножат, а не создадут из них диверсионные отряды для засылки на российскую территорию.
Нет никаких сомнений, что на первом этапе СВО российское руководство не рассматривало не только вопрос ликвидации Украины, но даже присоединения к России каких-либо территорий, кроме (помимо российских с 2014 года Крыма и Севастополя) уже признанных ДНР и ЛНР. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что поначалу деятельность органов украинской власти не прекращалась, а украинские флаги продолжали висеть на административных зданиях в уже занятых ВС РФ регионах.
Ситуация изменилась после провала Стамбульских переговоров, вернее после отказа Украины от уже достигнутых договорённостей. С этого момента на территориях, занятых российскими войсками стали появляться подчинённые Москве военно-гражданские администрации, а в Херсонской и Запорожской областях (большая часть территорий которых оказалась под контролем ВС РФ) референдумы о вхождении в состав России прошли наряду с ДНР/ЛНР.
Вместе с тем, российское руководство, очевидно, не предвосхищает события, понимая, что не всегда обстоятельства складываются лучшим образом и иногда оптимального результата невозможно добиться по объективным причинам. Поэтому территориальные цели СВО не озвучиваются, а, например, в Харьковской области, несмотря на то, что российская военно-гражданская администрация там действует и жители населённых пунктов, оставшихся под контролем ВС РФ даже могут получить российское гражданство, референдум о вхождении в состав России не проводился, так как даже в лучшие времена российская армия контролировала менее половины территории региона.
Думаю, не ошибусь если скажу, что и российскому руководству и более-менее вменяемым экспертам ясно, что заставить Киев согласиться на устраивающие Россию условия мира без полноценного его военного разгрома невозможно. Причём мало уничтожить армию на фронте, надо ещё и территорию занять. Как показывают практика и опыт, если оставить территорию под контролем киевских властей, они будут набирать по мобилизации и отправлять на фронт новые части и соединения даже после того, как у них закончатся пригодные для службы мужчины. В ход пойдут непригодные, а вместе с ними и женщины с подростками.
Итак, у нас есть вводные данные:
1. Необходимо обеспечить безопасность России, в том числе от эвентуальной возможности возрождения украинского нацистского государства.
2. Для этого необходимо уничтожить политические и военные институты действующей украинской государственности.
3. Для реализации пункта 2 необходимо занять максимально возможную территорию Украины, чтобы правительство Зеленского не могло больше комплектовать армию на фронте новыми мобилизованными.
5. Новые границы должны пройти таким образом, чтобы вошедшие в состав России территории были защитимы в военном плане и прибыльны в плане экономическом.
Вот теперь у нас, как выясняется, не такой уж богатый выбор вариантов, как могло показаться вначале.
Предположим, что мы хотим присоединить только Новороссию. У нас сразу возникает проблема: Харьков — гораздо более русский город, чем Херсон, но Харьков — Слобожанщина. Присоединять и его? Но Сумская область — тоже Слобожанщина, однако она куда менее симпатизирующая России, чем Харьковщина, хоть наверное и не меньше, чем Херсонщина.
Допустим, мы решим эту проблему волевым путём и скажем, что будем принимать в состав России регионы так, как нам выгодно, не обращая внимания на историческое деление местных земель. Но мы же помним, что перед нами стоит задача лишить Киев мобилизационного потенциала, чтобы он не мог возродить потерянную армию.
Кроме Харькова, Донецка, Луганска и Львова, крупные городские центры, в которых сосредоточена большая часть украинской промышленности и значительная часть населения, расположены вдоль Днепра. С севера на юг это Киев, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Николаев, Одесса. В сумме только эти пять городов раньше давали свыше восьми миллионов населения и по сей день дадут 4–5 миллионов.
Дале надо иметь ввиду, что Россия уже контролирует верхнее течение Днепра (Смоленская область и Белоруссия) и нижнее течение (Херсонская и Запорожская области). А вот среднее течение Днепра (Киевская, Черкасская, Кировоградская и Днепропетровская области) — это пока Украина. Между тем Днепр — не только удобный для обороны рубеж, но ещё и главная логистическая артерия, на которую буквально нанизана Центральная Украина. Кроме того, в руках Киева на сегодня находятся пять из шести ГЭС Днепровского каскада (Киевская, Каневская, Кременчугская, Среднеднепровская и Днепровская), что оставляет ему неограниченные возможности для провокаций того же типа, что уже была организована на Каховской ГЭС.
То есть, без перехода на правый берег Днепра и занятия правобережных областей невозможно ни лишить режим Зеленского мобилизационного потенциала, достаточного, чтобы провоевать ещё год и оставить Украину без населения, ни обеспечить нормальное экономическое развитие уже вошедших в состав России регионов, ни их безопасность (сухопутный мост в Крым и сам полуостров будут находится под постоянной угрозой внезапного удара и в зоне досягаемости тактических ракет).
После перехода на правый берег следующий относительно удобный для стратегической обороны рубеж — граница 1921 года (установленная Рижским мирным договором) по реке Збруч. В таком случае за пределами России остаются восемь областей (три галицийских, Северная Буковина, Закарпатье, Волынская, Ровенская и Хмельницкая области).
Если их оккупируют заинтересованные державы (Польша, Венгрия и Румыния), то теоретически можно согласиться с таким разделом Украины и даже извлечь из него пользу. А если нет? Ведь даже имея всего восемь областей, с ограниченным человеческим и экономическим потенциалом Зеленский войну не прекратит. И не надо надеяться, что США его заставят. Они в лучшем случае умоют руки, но никого не будут заставлять поступить так, как выгодно России.
Вот и получается, что для решения задач СВО придётся либо дойти хотя бы до границы 1921 года, либо до границы 1946 года. Возможен, конечно, вариант, когда боевые действия на Украине придётся срочно свернуть, не достигнув окончательного результата. Геополитическая обстановка сейчас крайне нестабильная, возможны любые сюрпризы, которые потребуют концентрации сил на другом направлении и временного снятия напряжённости на Западе. В таком случае понятно, что временная граница пройдёт там, где в это время будет проходить линия фронта, но тогда к теме придётся вернуться в ближайшем будущем и не в таких благоприятных условиях, как сейчас. Тем не менее вариант форс-мажора тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Российское руководство, судя по позиции занятой российской дипломатией, прекрасно понимает всю глубину проблемы. Именно поэтому оно ни разу не определило территориальные цели СВО, и не обращает внимания на западные призывы договориться прямо сейчас по принципу «кто что контролирует, тот тем и владеет». С одной стороны Россия оставляет за собой возможность наступать столько, сколько ей надо или, как минимум, столько, сколько будет сил. С другой стороны, в любой момент, если случится форс-мажор, можно согласиться на мир, заявив, что задачи СВО выполнены, Украина достаточно обескровлена, а США окончательно утратили статус гегемона. Это даже будет правдой. Но правдой будет и то, что такое решение в любом случае окажется временным и к данному конфликту всё равно придётся вернуться так как правило защитимости границ, безопасности коммуникаций и экономической связности никто отменить не сможет.
Полностью здесь - https://cont.ws/@ishchenko/2675983
О желаниях и стратегии
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии