Российско-британские отношения в настоящее время находятся в плачевном состоянии. Но это, по большому счету, не ново. Навязчивая русофобия Британии измеряется даже не десятилетиями, а веками.
«Антироссийский» спецназ для действий по всему миру
Начальник британского генерального штаба Марк Карлтон-Смит обрадовал журналистов The Daily Telegraph, сообщив о создании спецназа для борьбы с «враждебными государственными субъектами».
При этом откровенно заявлено, что в качестве главных «враждебных субъектов» рассматриваются представители России.«Антироссийское» подразделение специального назначения будет формироваться на базе полка рейнджеров Специальной авиадесантной службы (SAS). На эти цели предполагается выделить 120 миллионов фунтов. Примечательно, что спецназовцы Британии не собираются ограничивать свои действия территорией Туманного Альбиона. По словам Карлтона-Смита, специальные силы будут пресекать «российское вмешательство» по всему миру «в рамках серьезной перестановки приоритетов обороны».
По данным издания, новый отряд спецназначения будет сотрудничать с Секретной разведывательной службой MI6, дабы проводить операции против россиян. Спецназ предполагается также использовать для обеспечения силовой поддержки при проведении обысков в домах и автомобилях лиц, заподозренных в связях с Россией.
Новые ядерные боеголовки и Национальные киберсилы
Заявление начальник британского Генштаба выглядит настоящим безумием — военный представитель Великобритании говорит о намерении атаковать граждан России, которых Лондон заподозрит в чем-либо, в любой точке земного шара. Вопрос о том, что произойдет, если британский спецназ в этой ситуации получит закономерный отпор, повисает в воздухе. Но, кажется, в Великобритании, когда речь заходит о России, способность думать над своими словами и поступками пропадает напрочь.
В озвученной на днях премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном новой оборонной доктрине заявляется: «Соединенное Королевство уважает народ, культуру и историю России, однако до тех пор, пока наши отношения с ее правительством не улучшатся, мы будем прибегать к сдерживанию и активно обороняться от всего спектра угроз, исходящих от России».
В этой связи на общую модернизацию оборонной структуры Великобритании планируется выделить 24 миллиарда фунтов. Значительные средства будут отпущены на увеличения британского ядерного потенциала с сегодняшних 180 боеголовок до 260. Прирост на 40 процентов является беспрецедентным за последние десятилетия.
Также заявлено и о создании Национальных кибернетических сил Великобритании, которые как раз будут отвечать за борьбу с киберпреступниками, террористами и другими государствами.
Разумеется, и здесь Россия с ее «кознями» заявляется в качестве одной из главных угроз.
Очень давняя история
Посол России в Великобритании Андрей Келин в интервью британской радиостанции LBC сказал об отношениях двух стран так: «Мы сохраняем их в основном в экономической и культурной сферах. Но что касается политического поля, то они почти мертвы». Говоря о выступлении премьера Джонсона, дипломат отметил: «В обзоре Россия 14 раз упоминается как острая угроза Соединенному Королевству. Но нет ни единого доказательства или объяснения такой формулировки».
Устойчивое выражение «Англичанка гадит» в русском языке появилось еще в XIX веке. Опыт взаимоотношений наших предков с британцами научил не ждать от Лондона ничего хорошего.
Используя солдат Суворова и моряков Ушакова для борьбы с революционной Францией на рубеже XVIII-XIX веков, Британия одновременно зорко следила за тем, чтобы позиции и влияние России в Европе не усиливались. И если для ослабления Петербурга необходимо было сорвать успешно развивающуюся военную кампанию, в Лондоне не колебались ни минуты.
Планы Наполеона по снижению влияния Англии в мире были похоронены на просторах европейской части России, куда, на свою беду, он вторгся в 1812 году. Гибель Великой Армии на русских просторах стала спасением для англичан, которые и в этом случае не преисполнились благодарности к русским.
«Надо вырвать клыки у медведя»
Далее была Крымская война, где англичане совершили прямое нападение на Россию, обставленное как защита «невинно пострадавшей» Османской империи. К тому же времени относится и начало информационных войн против России — после победы русского флота при Синопе европейская пресса стала публиковать материалы о том, как русские моряки жестоко убивали и топили раненых османских матросов. Правды в этом не было совершенно, однако общественное мнение к войне с Россией было подготовлено.
После поражения России в Крымской войне британцы намеревались не только лишить нашу страну права иметь флот на Черном море, но и отнять у нее Кавказ. Лидер Либеральной партии Джон Рассел заявлял в британском парламенте: «Надо вырвать клыки у медведя... Пока его флот и морской арсенал на Чёрном море не разрушен, не будет в безопасности Константинополь, не будет мира в Европе».
Британские аппетиты насторожили даже Наполеона III, который вовсе не желал полного ухода России из большой европейской политики, что в конечном счете позволило нашей стране выйти из войны на относительно неплохих для такой ситуации условиях.
Во время Первой мировой войны Британия благодаря своему островному положению понесла наименьшие потери в сравнении с другими главными странами-участницами конфликта. Россия же во многом сражалась за британские интересы, довольствуясь ни к чему не обязывающими обещаниями передачи под ее контроль черноморских проливов после победы. А передали ли бы их или нет — кто знает. Опыт предыдущих взаимоотношений с Англией говорит о том, что британские обещания стоят копейку в базарный день.
За пролитую русскую кровь Лондон отплатил отказом принять семью последнего русского императора, свергнутую в ходе революции, а затем и прямым вмешательством в Гражданскую войну в России. Созданный англичанами на Русском Севере концлагерь для большевиков стал первым заведением подобного рода на территории нашей страны.
Если не «горячая» война, то непременно холодная
Даже после того, как спонсируемые Британией силы проиграли, Лондон не прекращал попыток давления на Советскую Россию, используя для этого государства, возникшие после Первой мировой войны, в частности Польшу.
Британское двурушничество 1930-х, отказ от создания европейской системы безопасности, призванной остановить гитлеровскую экспансию, стало одной из причин начала Второй мировой войны. В Лондоне до последнего грезили, что нацисты сразу двинутся на Восток, не затронув западные державы.
В 1941 году Великобритания стала союзницей СССР, однако, объективно говоря, как это уже бывало не раз, причиной было только то, что кровь советских солдат, перемалывавших вермахт, спасала бывшую «владычицу морей» от окончательной гибели.
Платой за все это стала готовившаяся весной 1945 года по прямому указанию Уинстона Черчилля операция «Немыслимое», предусматривавшая военное нападение на СССР с использованием уцелевших формирований вермахта. Не случилось военного конфликта только потому, что британский генералитет предупредил премьера — победы над СССР в Европе гарантировать нельзя.
Не сумев разжечь войну горячую, Черчилль своей знаменитой речью в Фултоне открыл войну холодную.
Ничего не меняется
Великобритания остается верна себе и после развала СССР. Откровенное сочувствие к террористам на Кавказе, их укрывательство на своей территории — все это деяния периода, когда отношения России с Западом, по нынешним меркам, были близки к идеальным.
В 2014 году, с началом гражданской войны на Украине Великобритания оказывает украинским карателям не только военную помощь инструкторами и снаряжением, но и информационным воздействием. Созданный летом 2014 году ресурс Bellingcat является «сливным бачком» британских спецслужб, проводящим операции по вбросу дезинформации, направленной против как ополченцев Донбасса, так и России в целом.
Интересно, что в самой Великобритании связывают нынешнюю антироссийскую активность Бориса Джонсона с внутренними проблемами страны. Пандемия СOVID-19 больно ударила по британской экономике, причем это совпало с «разводом» Великобритании с ЕС. Евросоюз в настоящее время запускает юридическую процедуру наказание Великобритании за нарушение условий договора, а именно за сохранение обмена товарами без таможенного оформления с Северной Ирландией. Британцы после выхода из Евросоюза всеми силами пытаются сохранить как можно больше экономических преференций, но в Брюсселе намерены наказать Великобританию по полной. Это сулит англичанам тяжелые времена. Добавьте к этому и «шотландский вопрос» — местные политики грезят новым референдумом о независимости, ссылаясь на то, что предыдущий прошел еще до принятия решения о выходе Великобритании из ЕС. В Лондоне категорически отвергают такую возможность, тем более что количество сторонников независимости в Шотландии растет.
Эффективно реагировать на все эти вызовы правительство Джонсона не в состоянии. Зато под рукой вечная палочка-выручалочка в виде очередных громких заявлений об опасности «российской угрозы».
Англичанка гадила, гадит и будет гадить — такова реальность, и существенных изменений в этом вопросе не предвидится.
фото: начальник британского генерального штаба Марк Карлтон-Смит
Свежие комментарии