
Попросили меня недавно написать рецензию на книгу Анатолия Рыбакова "Дети Арбата". Помните, она гремела в девяностые? Варя, Саша, Сталин и далее везде.
Хорошая книга, чего уж там. Рыбаков вообще писатель талантливый. Как и Солженицын. Ну кому может не понравится его "В круге первом?
" Иди "Свеча на ветру"? Конечно, всем нравится.Но все-таки до глубины души меня смущает, что талантливый писатель, который позиционирует себя в качестве порядочного человека, может писать в одно время и с одинаково горящими глазами и "Кортик" с "Бронзовой птицей", и "Детей Арбата". Ну вот прямо несостыковочка!
Я бы еще поняла, если бы "Кортик" они написал в 30 лет, а "Детей Арбата" - в 50. Люди меняются и взгляды у них меняются тоже. И принципы меняются, чего уж там. Я вот тоже в 18 лет орала: "Мы ждем перемен!", слушала про Гдляна и Иванова и ходила на митинги. А сейчас консервативна от ушей до кончика хвоста!
Но Анатолий Рыбаков все эти произведения родил в пятидесятые, просто "Кортик" он опубликовал и получил за это многочисленные награды, а "Детей Арбата" спрятал в стол до лучших времен. И ждал этих времен сорок лет.

О литературе и искусстве мне приспичило порассуждать не просто так. Литераторы - люди творческие. И вот я все чаще убеждаюсь в том, что творческие люди зачастую, уж простите за прямоту - не соль, как говорится, нации, а ее дерьмо. И с великим удовольствием лягут под любую власть, если только она им что-то даст. Ключевое слово "под любую". И подведут под это глубокую теоретическую базу.

А больше всего раздражает, когда они начинают рассказывать, как тяжело им было получать персональные дачи, гонорары и квартиры. Как они мучились, намазывая красную икру на бутерброды и буквально пропихивали их пальцем в пищевод, потому что не лезло в горло!
Как страдали ночами из-за того, что днем восхваляли советскую власть, потому что в душе ее ненавидели. Но были вынуждены скрывать от всех свою принципиальную позицию... И как они счастливы, что могут сейчас говорить то, что думают!

А, и бухали они беспробудно не потому, что алкаши конченые, а просто врачевали спиртными компрессами душевные раны. Изнутри.
Ну скажи ты уже честно - я очень люблю деньги и мне надо было кормить семью. Поэтому я писал именно то, что нужно было системе, а она мне давала за это печеньки. Мне засовывали руку в жопу по локоть, а я раскланивался, потому что работал в этом кукольном театре. А куда денешься? Иначе не видать не наград, ни денег, ни славы. Ни квартиры пятикомнатной. И танцевать на потеху публике мне не хотелось! Все через силу....

А когда системе стало нужным совсем другое, я повернулся на 180 градусов и начал писать прямо противоположные вещи. Я колебался вместе с партией! Потому что хотелось жить и жрать. А лежать в дурке, как Новодворская, совершенно не хотелось!
Это будет безнравственно, но хотя бы честно. А я люблю, когда говорят честно, выпрямившись перед зеркалом в полный рост - ух ты, какое я дерьмо! А не: "Ой, смотрите, какой красивый оттенок коричневого у этой субстанции!"
Это я к чему? А это я к тому, что каждый творческий человек должен отчетливо знать свое место. Вот этим людям искусства нужно почаще напоминать, что они существуют исключительно для того, чтобы удовлетворять наше чувство прекрасного, а не для того, чтоб высказывать свое мнение, которое никому не уперлось.
А то они путают берега и начинают принимать себя всерьез. И это бы еще ладно, пусть Джигурда принимает всерьез Волочкову, а Прохор Шаляпин - Олю Бузову.
Но они же начинают требовать это и от нас! Совершенно не понимая в силу своего скудоумия, что ежели наше общество от хорошей жизни может позволить себе содержать вот эту никакого толку не приносящую ему прослойку, то это совершенно не заслуга этой самой прослойки, а наше некое умственное извращение.
Все, что делает эта прослойка - спит, ест и трахается. Вот и хорошо. А разговаривают они зачем? Им надо петь, танцевать и писать книги. А высказывать свое мнение, особенно по поводу политического и экономического устройства страны - это уже лишнее.
Свежие комментарии