Удивительную пресс-конференцию (если не принимать во внимание место проведения) провел действующий (пока) президент Украины Владимир Зеленский. В ней было всё и пророчество о государственном перевороте, и удивительные высказывания о своих предшественниках и противоречия об операции с так называемыми «вагнеровцами» и очередные откровения о потенциальном российском вторжении.
По большому счету данная пресс-конференция (которая, к слову, и организована то была крайне скандально, с приглашением наиболее избранных журналистов и с перепалками «президента» с некоторыми из них) стала показателем насколько шатки позиции самого Зеленского в текущем политическом процессе. Фактически большая часть тем была посвящена сведению политических счетов и отбиванию критики, а также комментарием своих действий в контексте действий предшественников.
При этом, что очевидно, Зеленский не особо преуспел в своем начинании. Воспринять в полной мере тот бред, который он нес на протяжении всей конференции было трудно даже тем, кто очень хотел найти в его словах зерна разумной политической позиции. При этом, судя по всему, он вынужден переходить в решающее политическое наступление на позиции противников, отбиваться от критики и даже, скорее всего, пытаться полностью поменять политический ландшафт переведя критические стрелы против своих противников и отведя от себя.
Объясняется это всё очень просто. Зеленский стал мишенью сразу для трех сил в текущем политическом раскладе. Во-первых, это разумеется его предшественники и политические оппоненты. Критика в его адрес сыпалась от Порошенко (к чему все привыкли), Турчинова (что уже более ново) и Авакова (который всё больше переходит в активную политическую позицию). Во-вторых, очевидно, что в условиях серьезных экономических проблем в стране, в том числе в и в контексте разрыва ранее действовавших связей по закупке угля (от которого зависит успешность работы многих бизнес структур на Украине) он навлек на себя острую критику со стороны олигарха Ахметова. Но не только его. Судя по поступающей информации практически весь украинский олигархат выступает за прекращение неразумной политики правительства страны. Наконец, в-третьих, проявилась внутрипартийная критика, которая стала отголоском «успешной» операции по отставке Разумкова, которого ранее называли единственным человеком, через которого партия «Слуга народа» могла нормально разговаривать с представителями бизнеса.
В результате пресс-конференция превратилась с одной стороны в бенефис абсурда, а с другой получила достаточно серьезные резонансы с точки зрения международной политики (о чем Зеленский изначально даже и не думал).
Анонсированный переворот
Первое и дно из самых громких на пресс-конференции это фактическое обвинение олигарха Рената Ахметова в подготовке государственного переворота, нацеленного на свержение Зеленского.
Данный посыл можно считать наиболее значимым на данной конференции. Поскольку он порождает существенные последствия во внутриполитической и внешней реакции. Сами посудите глава государства (ну уж какой есть) заявляет, что один из наиболее известных и богатых олигархов в стране готовит против него переворот. Он должен состояться уже в ближайшие дни (начало декабря) и на это Ахметову выделены миллиарды долларов (надо полагать Кремлем). После такого заявления по всем канонам жанра должен состояться арест олигарха и показательное расследование с выдвижением обвинения, которое по давней традиции должно иметь привязку к России.
Это в любом нормальном государстве. Применительно к Украине такого сказать нельзя. Будет ли после этого арестован Ахметов? Вряд ли. Дело в том, что украинский олигархат достаточно прочно вписан в международные политические расклады вокруг Украины, более того, находится с мировыми политическими кругами в клиентском состоянии. Мы прекрасно помним, как долго и болезненно длилось уголовное преследование олигарха Фирташа. С Ахметовым ситуация еще хуже, из-за его включенности в отношения с некоторыми деловыми кругами Запада.
Отсюда. Наиболее актуальный вопрос. Было ли заявление об Ахметове согласовано с западными кураторами (и тогда олигарху реально стоит опасаться за сохранность своих активов), или это была лишь риторическая фигура с целью оказать давление. В таком случае, за этой тирадой могут скрываться интересы другого олигарха – Коломойского. Но в этом случае Зеленскому может серьезно достаться со стороны отдельных западных игроков, которые не заинтересованы в том, чтобы ситуация на Украине еще в добавок осложнилась и разборками между олигархами. Пока что в этом заявлении по поводу переворота в большей степени видится самоволие самого Зеленского и стоящих за ним кругов, а вовсе не позиция, согласованная с западными кураторами. Гипотетически Зеленский может попытаться ее продать Западу как одну из тем потенциального российского вмешательства в украинские дела. Но по факту такая интерпретация событий не состыковывается с заявлениями иностранных игроков о том, что «Россия наращивает силы и готова вторгнуться».
Вероятно, заявление о перевороте, который якобы готовит Ахметов будет спущено западными кураторами на тормозах. В противном случае это приведет к еще большему разрастанию внутриукраинского политического кризиса и де-факто распаду государства.
Во всем виноваты предшественники
Другая часть заявления Зеле6нского на пресс-конференции была посвящена роли его политических оппонентов в прошлых провалах. Обвинив Турчинова в потере Крыма, а Порошенко в утрате контроля над Донбассом Зеленский оголил несколько табуированных тем. Пройдемся по ним.
Во-первых, он не просто обвинил своих предшественников в пассивности, или политических ошибках, а фактически признал, что существенная вина в произошедшем лежит как раз на украинской стороне. Эта констатация, очевидная для российского читателя и сравнительно новая в контексте украинского дискурса ставит украинские власти и их кураторов в неудобное положение. Если допустить, что причиной провалов были неверные действия Порошенко и Турчинова, не значит ли это, что их следует привлечь к ответственности? Но в таком случае, как быть с интересами тех сил, которые стояли за данными политиками? И не проще ли тогда западным кураторам уже поставить вопрос о неприемлемости позиций Зеленского и необходимости отрешения его от должности? Тем более, что всё более или менее напоминающее оппозицию практически разбито, лишено вещания в масс-медиа и даже подвергнуто репрессиям. Популярность же Зеленского среди населения крайне низка. Так что его смена на кого-то более приемлемого может вполне рассматриваться Западом для разгрузки накопившихся противоречий.
Во-вторых, Зеленский умудрился заявить, что не собирается сбегать в результате переворота, как Янукович. То есть, фактически, видимо в пылу риторического задора, опроверг ранее бытовавшую легенду о некой революции на Украине в 2024 году. Этим он в некоторой мере подставляет Германию и Францию, являвшихся гарантами соглашений, подписанных Януковичем и заявляющих сейчас, что не давали гарантий тому, кого отрешил от должности народ в оде революции. Но если это не революция, а государственный переворот, то как быть тогда?
В-третьих, заявление Зеленского что он не сбежит имеет крайне большое значение. Оно фактически является ответом на послание со стороны отдельных кругов его сторонников, которые не видят в Зеленском борца, который буде сражаться до конца со своими политическими оппонентами. Но это в свою очередь делает общим местом утверждение, что ситуация в стране настолько плоха, что действующий президент может помышлять о некоем бегстве. Такие заявления не идут на пользу ни самому Зеленскому, ни тем, кто за ним стоит.
В итоге, начав атаку на Порошенко и Турчинова сам Зеленский снял сакральный налет с некоторых тезисов, которые ранее были незыблемыми. Не революция, а переворот, не внутриполитическая стабильность и демократия, а ситуация требующая бегства.
А был ли Вагнер?
Еще одна часть пресс конференции была посвящена уже знаменитой провокации, связанной с задержанием бойцов российской частной военной компании (как утверждают «Вагнер») в Белоруссии.
Исходя из откровений Зеленского складывается парадоксальная ситуация. Одновременно операция и была, и ее не было. Зеленский утверждает, что никакую операцию при нем не разрабатывали, не согласовывали и не реализовывали. Это полностью противоречит прежним заявлениям международной группы расследований Биллингкат, которая недавно только опубликовала доклад по Вагнеру, где прямо заявила, что ситуация с минским задержанием была операцией со стороны Украины. При этом, данная группа является не просто группой «свободных художников» на досуге занимающихся какими-то расследованиями, а часть инструментария международных групп виляния. И это заявление подрывает заявления «западных партнеров», причем не только по Украине, но и по большему числу точек соприкосновения.
Другое заявление Зеленского о том, что считает произошедшее в ситуации с «Вагнером» полностью переворачивает ситуацию с ног на голову. Фактически это означает, что Служба безопасности Украины без ведома руководства государства провела на территории зарубежной страны некую операцию, которая признана провальной, а ее последствия стали достаточно негативными для самой страны. То есть фактически вся вина оказалась переложена на СБУ и лично ее руководителя Ивана Баканова, возглавляющего данное ведомство с 2019 года.
Это может означать, что Зеленский фактически обвиняет Баканова в действиях, которые явно несовместимы с возможность продолжения руководства СБУ. Это означает, что, либо самому Баканову вынесена «черная метка», либо Зеленский пытается вступить в торг с кураторами Баканова на Западе (фактически с ЦРУ США) с целью обеспечить ему дополнительные гарантии сохранности.
Перевод текущей политической позиции с борьбы всех против российского влияния не внутриполитическую борьбу демонстрирует хрупкость позиций Зеленского, а его послание нудно трактовать следующим образом. Мне нечего терять. В случае, если меня не поддержат я взорву внутриполитический консенсус на Украине, не обращая внимания на возможные последствия.
Таким образом откровением по делу «Вагнера» Зеленский не только подрывает сравнительно стройный ряд утверждений западных игроков о деятельности российских ЧВК, но и оголяет наличие в руководстве Украины серьезной оппозиции по отношению к нему самому.
Хроника запрограммированного «вторжения»
Единственное в чем Зеленский не разошелся с позицией западных кураторов, так это по поводу России и ее якобы готовности вторгнутся на Украину то ли в декабре, то ли в январе, или даже в феврале 2022 года.
При этом сам Зеленский хотя и заявил, что Россия может вторгнутся, добавил, что в реальность вторжения не верит. Надо полагать эта часть его заявления была нужна для того, чтобы показать, что главное сейчас разобраться с внутренними врагами, Россия, о войсках которой у границы с Украиной, хотя и говорит Запад, на самом деле никуда сейчас вторгаться не собирается. Получалось как-то двусмысленно, но для Украины это практически норма.
При этом, ничего не было сказано о том, что на Донбассе может произойти существенное (в и без того накаленной и сопровождающейся обстрелами территорий ДНР и ЛНР обстановке) обострение ситуации вплоть до начала активного наступления со стороны вооруженных сил Украины. При этом и сроки, так называемого возможного «российского вторжения» совершенно не случайны. Дело в том, что есть большая вероятность попытки западных стран спонсировать обострение на Донбассе и серьезный удар со стороны ВСУ. При этом, вероятной датой такого удара может стать 4 февраля 2022 года – день открытия пекинской Олимпиады (что стало уже традиционным, памятуя о событиях грузинского вторжения в Южную Осетию и событий на майдане в 2014 году). В таком случае активность ВСУ будет одновременно направлена и против России (в целях обвинения в вооруженном вмешательстве в дела Украины) и против Пекина, для которого внешний антураж вокруг Олимпиады имеет важное значение.
Фактически и это заявление Зеленского является своеобразным посланием Западу. В случае, если Вы меня не поддержите в сохранении у власти вы не получите не только провокаций против России, но и обретете серьезный политический кризис, возможно с арестами ключевых фигур – Порошенко, Турчинова, Боканова (тут вероятнее только отставка) и Ахметова. В таком случае, очевидно никакой провокации на Донбассе быть не может, поскольку все силы будут брошены на разрешение внутриполитического кризиса. И первое, что нужно Зеленскому – это деньги, которые помогли бы ему преодолеть текущую острую фазу экономического кризиса.
Сработает или нет шантаж Зеленского мы узнаем уже в ближайшее время. Западу, более обеспокоенному собственной экономической ситуацией, брать на буксир Украину совершенно не интересно. Но и не брать не получится. так как Зеленский вполне может перевести текущий экономический кризис (как по углю, так и по электричеству) в политический с отставками и посадками. Реакцией Запада может быть либо обещание кредита и слова поддержки, либо молчание. И оно для Зеленского будет страшнее всего. Потому что за ним может скрываться как утрата интереса к нему, так и возможное содействие силам, которые стремятся избавиться от «президента Зе», от которого Украина уже толком устала.
Свежие комментарии