Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лишил архимандрита Кирилла (Говоруна) священного сана. Соответствующий указ был принят 29 декабря, а опубликован 17 января.
Архимандрит Кирилл (Говорун) в 2008-2009 годах возглавлял отдел внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата, а в марте 2022 года, будучи уже преподавателем Стокгольмской школы теологии стал одним из составителей декларации с осуждением концепции Русского мира и СВО.
По сему случаю кто-то сказал, что судя по всему, Святейший Владыка больше не намерен годами выжидать покаяния от ортолиберальных "оборотней в рясах", а я хочу перелистать старую тетрадь и напомнить, откуда вообще взялись "ортолиберальные оборотни в рясах". Для этого нам придётся сделать экскурс в историю, так что приступим.
У России есть особенность, которой нет у других стран: с начала 19 века часть российской элиты... ну как элиты - скажем так, образованной части населения - придерживается русофобских, антигосударственных взглядов. Часть из "элитариев"-русофобов вела и ведёт открытую подрывную враждебную деятельность (как декабристы, Герцен с Огарёвым, Ленин с сотоварищами, и пр.). Другая часть открытой подрывной деятельностью вроде не занимается и даже может состоять на государственной службе. Но, состоя на государственной службе, эти товарищи тихой сапой подтачивают устои, понемногу гадят где могут, носят дулю в кармане и вообще фрондируют. Перед революцией эти самые фрондёры фактически составляли особое "государство в государстве" как метко заметил в фильме "Гибель империи. Российский урок" Владыка Тихон.
Давайте подробнее рассмотрим, какие формы принимало фрондёрство этих товарищей, которые нам совсем не товарищи, в разные периоды нашей истории.
Итак, Российская империя. Православие фактически является государственной религией. В школах и гимназиях изучается закон Божий, в Москве - сорок сороков церквей, народ в массе своей православный, и так далее. Что делает "ылита"? Правильно - показывает власти и фигу и фрондирует: рассказывает побасенки о народных суевериях и "жадных жирных попах" (как всё знакомо, не правда ли?); высказывает вольнодумные взгляды, ударяется в разного рода мистические учения, и т.д., и т.п. Фрондирование находит отображение и в литературе: так, в романе Л. Толстого "Анна Каренина" вроде бы набожная графиня Лидия Ивановна увлекается новомодными "религиозными течениями"; либерал князь Облонский в московских гостиных (с) любит пошутить насчёт того, что тем, кто кичится древностью рода, не следует забывать о самом первом предке - обезьяне; и даже такой вполне положительный персонаж как Левин называет себя неверующим и перед свадьбой спохватывается и вспоминает, что он уже лет десять не говел.
В итоге вся эта фрондирующая "ылита" с дулей в кармане разрушает империю. Приходит Софья Власьевна - безбожная советская власть. Государственной идеологией становится атеизм, многие церкви взрывают, разрушают или превращают в склады/клубы; посещения церкви прямо не запрещаются, но и не поощряются, и так далее. Что делает "ылита"? Правильно: продолжает носить дулю в кармане, фрондировать и делать всё вопреки: если при РИ они ВОПРЕКИ глумились над "суевериями", то при СССР они ВОПРЕКИ стали строить из себя верующих.
Разумеется, при советской власти "ылита" начала фрондировать не сразу. В те времена, когда ЧК/ГПУ/ГБ могли невзначай поинтересоваться "А вы состоите в контрреволюционной организации, которую возглавляет поп церкви святой Варвары?" изображать верующих было опасно. А вот когда наступили 60-е годы, фрондирующая "ылита" развернулась во всех своей красе. Именно тогда на радиостанции ББС (бабка бабке сказала) постоянно начали появляться сюжеты: "Слышали? Студент консерватории А. по воскресеньям поёт в церковном хоре! Слышали? Художник Б. на работе малюет плакаты "взвейтесь да развейтесь!", а в свободное время пишет иконы! Слышали? Директор завода В., партийный, между прочим, крестил своего внука! Слышали об ах каком проповеднике А. Мене?"
Само собой, это тоже нашло отражение в литературе и кинематографе. Помните иконы в квартире у Геши Козодоева? Помните как в довольно туповатом фильме "Блондинка за углом" все "уважаемые" люди в пасхальную ночь оказываются возле церкви, потому что это модно? Ну вот, и я помню.
Результат всего этого был предсказуем: "уважаемые" люди с дулей в кармане развалили СССР. Наступили 90-е, в которых было много уродливого в обществе вообще и в церкви в частности: "солидный Господь для солидных господ"; братки в малиновых пинджаках и с пудовыми крестами на цепях в палец толщиной; венчание Пугачёвой; бывшие партсекретари, вдруг заделавшиеся верующими, и вот это всё.
А потом пришёл Путин. Начались изменения. Постепенно Церковь стала тем, чем она и должна быть: душой государства (держава - тело, церковь - душа. Тело без души мертво) и одной из важнейших его опор. И тогда вся эта "ылитка", все эти московские мажоры, заделавшиеся священниками, вдруг узрели неприятную вещь: строить из себя дьякона, священника, проповедника в СССР было стильно и модно, ибо это фрондёрство, вольнодумство, противостояние власти и пр. . А вот быть верующим в наше время - это ватничество, охранительство и вообще скрепы. А московские мажоры охранителями быть не могут по определению.
Поэтому московских мажоров, заделавшихся служителями Церкви, начало корчить не по-детски. Одни из них сумели выйти из этого странного положения вполне достойно (пример - Охлобыстин, тихо, без скандалов и по собственному желанию приостановивший служение), а другие не смогли. Вместо того чтобы уйти из церкви в "пятую колонну", они решили остаться и в церкви, и в пятой колонне. А двум богам служить нельзя...
Так что рано или поздно, так или иначе, но Церкви придётся избавиться от этих служащих двум богам уминских, кураевых, говорунов и иже с ними. И хорошо, что это процесс пошёл.
Свежие комментарии