Теперь мне понятно почему Газу превращают в кладбище людей и строительного мусора. Нет, конечно, это чудовищно и израильтянам нет никаких оправданий, просто уж больно несчастливая судьба у этого города.
С одной стороны, это один из самых древних городов мира - только представьте, когда Александр Македонский его осадил в 332 году до н.
э., ему уже было по меньшей мере 1200 лет.Для сравнения, Москве сейчас 875 лет, а Газе - минимум 3500. А кто-то вообще отмеряет ей 5000 лет. Это был самый южный форпост ханаанской цивилизации, и люди покинули это место 4200 лет назад, во время эпохи глобальной засухи. Упоминания же в источниках о Газе датируется уже XV веком до н.э. Его название возводят к семитским словам "свирепый" или "сильный".
С другой стороны, расположившись на торговом пути из устья Нила в восточное Средиземноморье, кто только мимо него не проходил, и кто только не разрушал. Никаким свирепым и сильным, я думаю, он не казался. Но зато каждый раз его восстанавливали из руин. Виной всему - месторасположение. Дорога в Египет, берег моря и возвышенность, где можно строить крепость.
Вот, похоже, и сейчас Израиль не жалеет Газу, понимая, что ничего такого существенного с исторической точки зрения здесь не происходит. Это для нас Газа в какой-то степени далекий экзотический город, а евреи хорошо знают, что происходило здесь на протяжении последних тысячелетий. Кто только не разрушал Газу, и по разумению израильтян, наверное - одним разрушением больше, одним меньше...
Сначала здесь обосновались фелимстимляне, потерпевшие поражение от египтян, но каждый раз разбивая израильтян. Именно в Газе закончил свои дни библейский герой плененный Самсон, когда обрушил на себя и филистимлян храм Дагона, после того, как красавица Далила остригла его волосы и лишила силы.
И вот, побывав после этого в руках то египтян, то асирийцев, Газа увидела у своих стен Александра Великого.
Маршрут македонского царя по завоеванию персидской Державы Ахеменидов пролегал из Анатолии в Египет, и на пути как раз находилась Газа. Город был последней преградой на пути в дельту Нила, и потому служащий Дарию III евнух Батис сосредоточил в нем крупную армию, готовясь к осаде. Газа возвышалась над окружающей местностью примерно на 18 метров, что делало ее хорошей крепостью.
В октябре 332-го до н.э. началась осада. Атакующие насыпали вал, поскольку городские стены находились на холме, и попытались установить на них тараны. Кроме того, под стены пытались подвести подкопы, чтобы непрочная кладка рухнула вниз. Поначалу защитникам сопутствовал успех: они устроили вылазку для уничтожения македонской осадной техники и даже смогли ранить Александра, когда тот лично бросился в контратаку с отрядом телохранителей.
Однако долго так продолжаться не могло — до Газы македонские войска взяли штурмом неприступную цитадель Тир, расположенную на прибрежном острове на юге современного Ливана.
Через какое-то время осадные орудия перебросили из Тира к Газе, и в итоге стены рухнули в нескольких местах. С четвертой попытки войска вошли в город и начали одерживать верх. Жители Газы упорно сражались, а помогали им арабские наемники. Известен эпизод, как один из них притворился, что сдается, и его отвели в лагерь. Там араб бросился на царя, но смог лишь легко ранить его, прежде чем наемника зарубили.
Обороняющиеся почти не сдавались в плен, так что в бою погибло около 10 тыс. местных воинов. После битвы Батис отказался преклонить колени перед Александром, и в ярости тот приказал жестоко казнить евнуха. Через его пятки продели веревку, привязали к колеснице и таскали вокруг города, пока Батис не умер. Это было подражание герою Ахиллу, который так расправился со своим врагом Гектором.
Александр жестоко наказывал за сопротивление. Мужчин Газы перебили, женщин и детей продали в рабство, а город заселили бедуинами, которые симпатизировали Александру. В последствие Газа стала полисом и одним из центров греческой культуры.
Александр Македонский заложил дурную традицию, и с тех пор Газа страдала регулярно. Сначала она попала в жернова борьбы между египетской династией Птолемеев (наследников Александра) и Иудеей, которая вела смертный бой со всей языческой греческой цивилизацией и провозглашала культ Яхве. В 96 году до н. э. иудейский царь Александр Яннай осадил союзную Птолемеям Газу и за год взял ее. Город был разрушен, а жители убиты - те, кто не сбежал.
Газа вновь возродилась лишь спустя полвека, когда территория вошла в состав Римской империи в 63 году до н. э. Началась эпоха относительного спокойствия, а в I веке н. э. роль города возросла из-за разрушения римлянами Иерусалима. Газа вновь, как и в древности, стала богатой и торговала с Аравией. Городу благоволили римские власти и император Адриан, при котором был возведен известнейший на всем востоке стадион, проходили соревнования по борьбе и в ораторском искусстве.
В VII веке возник ислам, и многие жители Газы приняли его еще при византийском правлении, до арабского завоевания. В 634 году город осадила армия Халифата под командованием Амра ибн аль-Аса, соратника пророка Мухаммеда. Интересно, что на тот момент еврейская община сражалась на стороне византийцев, в отличие от арабских жителей и мусульман. В итоге после трех лет осады город был захвачен, но аль-Ас не стал ни устраивать резню, ни разрушать город.
В следующие пару веков Газа оставалась относительно процветающим городом: в 867 году один из христианских писателей описал город как «богатый всем». Однако к прибытию крестоносцев в 1100 году город был в упадке по экономическим причинам, и тамплиеры попытались использовать холм Газы в качестве крепости. Город на время возродился, но вскоре вновь был практически разрушен уже Салахом ад-Дином, — лидером исламского мира в борьбе с королевствами крестоносцев. Будучи не в силах взять замок на холме, он просто сжег расположенный вокруг него город и убил множество жителей. Спустя несколько лет мусульманам передали и город, и замок — в обмен на освобождения из плена магистра ордена, но это было уже третье разрушение города до основания.
Едва окрепнув, теперь уже Газа испытала, что такое монгольское нашествие. В 1260 году к его стенам подошел Хулагу — внук Чингисхана. Город вновь был разрушен до основания, и в последующие десятилетия существовал лишь как маленькая деревня.
Египетские правители попытались его восстановить, но в 1294 году монголы разрушили Газу вновь, уже повторно.
Следующий расцвет города пришелся на османское правление, когда Газа стала столицей Палестины. Османы восстановили Великую мечеть (сейчас поврежденную бомбежками), построили множество бань и рынков. Тоже самое продолжалось и при египетском правлении в XIX веке. В следующий раз город оказался на волоске от гибели во время Первой мировой войны, когда между Османской империей и британскими войсками прошло три крупных битвы за Газу. Учитывая, что европейские города в ту эпоху артиллерии и позиционных боев превращались к груду щебня, та же самая судьба могла ждать и Газу, но ей отчасти повезло. Бомбардировки повредили множество зданий, но все же не сровняли город с землей.
И вот теперь новая попытка разрушить Газу - израильтянами. Пожелаем им неудачи в этом, хотя я даже не представляю, как можно восстановить то, что уже разрушено. Но в своей жестокости израильтяне до Македонского, оказывается, еще не дошли...
Свежие комментарии