На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Глущенко
    жаркая ночь " у куеве" ))Шо таки имел  в  ...
  • Владимир Аверков
    откуда берутся такие мрази??7...фамилия русская,образование-советское...а душа фашистская!!!О хохлах и их адв...
  • Леонид Руси
    Я знаю тётю Галю и дядю Сашу, друзья семьи... и отец, атеист и коммунист... Сам я тоже был воинственный атеист, как в..."Я вас поздравляю...

Македонский брал Газу два месяца. Убил почти всех

Теперь мне понятно почему Газу превращают в кладбище людей и строительного мусора. Нет, конечно, это чудовищно и израильтянам нет никаких оправданий, просто уж больно несчастливая судьба у этого города.

С одной стороны, это один из самых древних городов мира - только представьте, когда Александр Македонский его осадил в 332 году до н.

э., ему уже было по меньшей мере 1200 лет. 

Для сравнения, Москве сейчас 875 лет, а Газе - минимум 3500. А кто-то вообще отмеряет ей 5000 лет. Это был самый южный форпост ханаанской цивилизации, и люди покинули это место 4200 лет назад, во время эпохи глобальной засухи. Упоминания же в источниках о Газе датируется уже XV веком до н.э. Его название возводят к семитским словам "свирепый" или "сильный".

С другой стороны, расположившись на торговом пути из устья Нила в восточное Средиземноморье, кто только мимо него не проходил, и кто только не разрушал. Никаким свирепым и сильным, я думаю, он не казался. Но зато каждый раз его восстанавливали из руин. Виной всему - месторасположение. Дорога в Египет, берег моря и возвышенность, где можно строить крепость.

Вот, похоже, и сейчас Израиль не жалеет Газу, понимая, что ничего такого существенного с исторической точки зрения здесь не происходит. Это для нас Газа в какой-то степени далекий экзотический город, а евреи хорошо знают, что происходило здесь на протяжении последних тысячелетий. Кто только не разрушал Газу, и по разумению израильтян, наверное - одним разрушением больше, одним меньше...

Сначала здесь обосновались фелимстимляне, потерпевшие поражение от египтян, но каждый раз разбивая израильтян. Именно в Газе закончил свои дни библейский герой плененный Самсон, когда обрушил на себя и филистимлян храм Дагона, после того, как красавица Далила остригла его волосы и лишила силы.

И вот, побывав после этого в руках то египтян, то асирийцев, Газа увидела у своих стен Александра Великого.

Маршрут македонского царя по завоеванию персидской Державы Ахеменидов пролегал из Анатолии в Египет, и на пути как раз находилась Газа. Город был последней преградой на пути в дельту Нила, и потому служащий Дарию III евнух Батис сосредоточил в нем крупную армию, готовясь к осаде. Газа возвышалась над окружающей местностью примерно на 18 метров, что делало ее хорошей крепостью.

В октябре 332-го до н.э. началась осада. Атакующие насыпали вал, поскольку городские стены находились на холме, и попытались установить на них тараны. Кроме того, под стены пытались подвести подкопы, чтобы непрочная кладка рухнула вниз. Поначалу защитникам сопутствовал успех: они устроили вылазку для уничтожения македонской осадной техники и даже смогли ранить Александра, когда тот лично бросился в контратаку с отрядом телохранителей.

Однако долго так продолжаться не могло — до Газы македонские войска взяли штурмом неприступную цитадель Тир, расположенную на прибрежном острове на юге современного Ливана.

Через какое-то время осадные орудия перебросили из Тира к Газе, и в итоге стены рухнули в нескольких местах. С четвертой попытки войска вошли в город и начали одерживать верх. Жители Газы упорно сражались, а помогали им арабские наемники. Известен эпизод, как один из них притворился, что сдается, и его отвели в лагерь. Там араб бросился на царя, но смог лишь легко ранить его, прежде чем наемника зарубили.

Обороняющиеся почти не сдавались в плен, так что в бою погибло около 10 тыс. местных воинов. После битвы Батис отказался преклонить колени перед Александром, и в ярости тот приказал жестоко казнить евнуха. Через его пятки продели веревку, привязали к колеснице и таскали вокруг города, пока Батис не умер. Это было подражание герою Ахиллу, который так расправился со своим врагом Гектором.

Александр жестоко наказывал за сопротивление. Мужчин Газы перебили, женщин и детей продали в рабство, а город заселили бедуинами, которые симпатизировали Александру. В последствие Газа стала полисом и одним из центров греческой культуры.

Александр Македонский заложил дурную традицию, и с тех пор Газа страдала регулярно. Сначала она попала в жернова борьбы между египетской династией Птолемеев (наследников Александра) и Иудеей, которая вела смертный бой со всей языческой греческой цивилизацией и провозглашала культ Яхве. В 96 году до н. э. иудейский царь Александр Яннай осадил союзную Птолемеям Газу и за год взял ее. Город был разрушен, а жители убиты - те, кто не сбежал.

Газа вновь возродилась лишь спустя полвека, когда территория вошла в состав Римской империи в 63 году до н. э. Началась эпоха относительного спокойствия, а в I веке н. э. роль города возросла из-за разрушения римлянами Иерусалима. Газа вновь, как и в древности, стала богатой и торговала с Аравией. Городу благоволили римские власти и император Адриан, при котором был возведен известнейший на всем востоке стадион, проходили соревнования по борьбе и в ораторском искусстве.

В VII веке возник ислам, и многие жители Газы приняли его еще при византийском правлении, до арабского завоевания. В 634 году город осадила армия Халифата под командованием Амра ибн аль-Аса, соратника пророка Мухаммеда. Интересно, что на тот момент еврейская община сражалась на стороне византийцев, в отличие от арабских жителей и мусульман. В итоге после трех лет осады город был захвачен, но аль-Ас не стал ни устраивать резню, ни разрушать город.

Это палестинский фермер чистит мозаичный пол Византийской эпохи, который он обнаружил, вспахивая свою землю
Это палестинский фермер чистит мозаичный пол Византийской эпохи, который он обнаружил, вспахивая свою землю

В следующие пару веков Газа оставалась относительно процветающим городом: в 867 году один из христианских писателей описал город как «богатый всем». Однако к прибытию крестоносцев в 1100 году город был в упадке по экономическим причинам, и тамплиеры попытались использовать холм Газы в качестве крепости. Город на время возродился, но вскоре вновь был практически разрушен уже Салахом ад-Дином, — лидером исламского мира в борьбе с королевствами крестоносцев. Будучи не в силах взять замок на холме, он просто сжег расположенный вокруг него город и убил множество жителей. Спустя несколько лет мусульманам передали и город, и замок — в обмен на освобождения из плена магистра ордена, но это было уже третье разрушение города до основания.

Едва окрепнув, теперь уже Газа испытала, что такое монгольское нашествие. В 1260 году к его стенам подошел Хулагу — внук Чингисхана. Город вновь был разрушен до основания, и в последующие десятилетия существовал лишь как маленькая деревня.

Египетские правители попытались его восстановить, но в 1294 году монголы разрушили Газу вновь, уже повторно.

Следующий расцвет города пришелся на османское правление, когда Газа стала столицей Палестины. Османы восстановили Великую мечеть (сейчас поврежденную бомбежками), построили множество бань и рынков. Тоже самое продолжалось и при египетском правлении в XIX веке. В следующий раз город оказался на волоске от гибели во время Первой мировой войны, когда между Османской империей и британскими войсками прошло три крупных битвы за Газу. Учитывая, что европейские города в ту эпоху артиллерии и позиционных боев превращались к груду щебня, та же самая судьба могла ждать и Газу, но ей отчасти повезло. Бомбардировки повредили множество зданий, но все же не сровняли город с землей.

Британская армия в Газе
Британская армия в Газе

И вот теперь новая попытка разрушить Газу - израильтянами. Пожелаем им неудачи в этом, хотя я даже не представляю, как можно восстановить то, что уже разрушено. Но в своей жестокости израильтяне до Македонского, оказывается, еще не дошли...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх