На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Нина
    Прекратите платить заоблачные зарплаты депутатам, народу непонятно за какие такие, а эту с собачьей фамилией первую о...Громкий скандал: ...
  • Елена Михайлова
    Судя по тебе и той которой отвечал это трудно оспорить! Статья про таких же как вы«Пошалили» — в Ку...
  • Gennady Sokolovsky
    Брать "за жабры" этих "неизвестных" и под перекрёстным установить - КТО им дал денег за "сюда не ходи". Это делается ..."Мы пытаемся отст...

Эрдоган пытается разжечь глобальный межрелигиозный конфликт

Эрдоган пытается разжечь глобальный межрелигиозный конфликт

Президент Турции Реджеп Эрдоган не только вполне открыто именует свою страну «империей» (империя прогресса), но и отчетливо претендует на ряд султанских регалий

Таких, например, как «предводитель правоверных и наследник пророка Владыки Вселенной, защитник святых городов Мекки, Медины и Иерусалима».

Надо сказать, что и в «золотой век» Блистательной Порты далеко не все мусульмане готовы были признать султана халифом, то есть предводителем исламской уммы. Соседняя Персия столетиями вела непримиримую борьбу с Османской империей. Покоренные турками арабские племена время от времени восставали против единоверных угнетателей и, как только у них появлялась возможность, стремились освободиться от власти султана.

А во второй половине ХХ столетия светская Турция, ставшая союзником США и Израиля, воспринималась многими мусульманами как страна-ренегат, изменившая вере отцов и предавшая своих единоверцев.

Собственно, кемализм, все еще лежащий в основе государственной идеологии современной Турции, является сугубо светским и даже отчасти антиисламским воззрением. Дело не только в его пантюркистской, националистической составляющей, глубоко противной исламскому интернационализму. Мустафа Кемаль всеми силами стремился вывести ислам за рамки политической и общественной жизни Турции.

Считается, что нынешний президент Эрдоган, как ставленник исламистской партии, делает все, чтобы преодолеть кемализм в сознании страны. Но это не верно – он скорее пытается синтезировать пантюркизм, турецкий национализм с радикальным исламизмом. Впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань», говоря языком поэта.

И надо сказать, в этом плане он недалеко ушел от французского лидера Эммануэля Макрона, который заявил о намерении «модифицировать» ислам и которого Эрдоган сейчас пытается представить чуть не главным врагом мировой уммы.

Но, разумеется, подобные религиозные конструкты не только не находят отклика у мусульман нетюркского происхождения, но и отвергаются некоторыми турками, которые считают попытки такого рода синтеза профанацией ислама.

Впрочем, усиливающиеся противоречия между Турцией и арабскими государствами имеют между собой не только религиозную, но и геополитическую подоплеку. Арабов все больше тревожит реваншизм Анкары и претензии Эрдогана на роль халифа.

И эти противоречия усиливаются все больше. Отношения Анкары с Эр-Риядом сегодня находятся на самой низкой точке за последние сто лет. Саудиты объявляют тотальный бойкот всей турецкой продукции.

А Объединенные Арабские Эмираты становятся ведущей силой в противостоянии с турками. Мохаммед бин Заид, как может, через третьи страны влияет на экспансию Турции, финансируя всех ее противников.

Египет не только противостоит турецким интересам в Ливии, но и открыто заявляет, что в случае возможного конфликта в Восточном Средиземноморье будет на стороне Греции. О Сирии, Ираке, чьи земли оккупируют турки, и говорить не приходится. Немногим лучше и отношения с Ливаном.

Но именно отношения с исламским миром для Эрдогана, в отличие от его предшественников, критически важны, хотя бы в силу его разрушенных отношений с Западом. Да что там Запад — он заставил насторожиться даже Китай, заявив о «борьбе братьев в Восточном Туркестане».

Напомним, что стратегической целью Турции, изложенной в трудах бывшего главного советника Эрдогана, а ныне председателя правления «Центра стратегических исследований защитников справедливости» (ASSAM) генерала в отставке Аднан Танриверди, является создание исламской сверхдержавы – конфедерации из 69 государств с единой армией и общим ВПК, способной стать самой мощной силой на планете.

Но вместо этого Анкара запросто может получить антитурецкий альянс мусульманских стран. И в этой непростой для Эрдогана ситуации его может здорово выручить очередной разгорающийся «карикатурный» конфликт во Франции, который вполне предсказуемо привел к жертвам.

Все началось с того, что школьный учитель был зверски убит после того, как продемонстрировал своим ученикам (перед этим попросив мусульман, которых это может оскорбить, покинуть класс. — Прим. ред.) карикатуры на пророка Мухаммеда, опубликованные ранее в провокационном и довольно омерзительном издании Charlie Hebdo.

Макрон, комментируя происшедшее, заявил, что во Франции существует свобода слова и поэтому в действиях учителя нет ничего предосудительного, как и в праве издания публиковать карикатуры на того, на кого оно сочтет нужным.

Ситуацией довольно ловко воспользовался Эрдоган, выступив главным обвинителем французских властей и назвав Макрона сумасшедшим. Стремясь отнюдь не погасить, а максимально раздуть возникший конфликт, он интерпретировал выступление Макрона как антиисламское и, более того, обвинил в «ненависти к мусульманам» всю Европу (это которая приняла миллионы «беженцев» из мусульманских стран!).

Путем не слишком сложных спекуляций турецкий лидер сумел получить определенную поддержку в других мусульманских странах и раздуть конфликт уже между исламским миром и Европой. Во всяком случае, уже довольно много мусульманских стран поддержало призыв Эрдогана к единоверцам не приобретать французские товары – от Марокко до Индонезии и от Бангладеш до Саудовской Аравии и Мали.

Речь, конечно, не о руководителях этих стран, которые прекрасно понимают цели «главтурка» и прекрасно видят его хитрости. Его аудитория – плебс, улица, низшие слои общества, традиционно наиболее радикально настроенные. Именно с помощью этих масс он надеется воздействовать на враждебные ему правительства мусульманских стран. Так же, как в родной Турции, он с помощью низших классов давит на элиту страны, на образованную прослойку, на армию.

Он, конечно, еще не стал «халифом», но уже выглядит в глазах фанатично настроенных жителей многих стран не хитрым и подлым интриганом, а бесстрашным и решительным защитником ислама, не боящимся бросить вызов хоть Франции, хоть США, хоть России.

К этому можно прибавить, что Эрдоган собирает под свои знамена всех террористических недобитков с Ближнего Востока, из Северной Африки, стран Центральной Азии, и не только как пушечное мясо, которое он использует в локальных конфликтах, в качестве своих прокси. Это еще и та сила, с помощью которой он рассчитывает взять под контроль все мусульманские страны, не останавливаясь перед организацией мятежей, «цветных революций» и «арабской весны-2».

Пока же руками террористов он стремится спровоцировать глобальный межрелигиозный конфликт, который, как он полагает, будет способствовать реализации его грандиозных планов. И он делает все, чтобы не дать ему затухнуть.

Так, вероятно, с его подачи в оккупированной турками части Кипра была проведена провокационная фотоссесия турецкой модели на греческом кладбище. Турецкие СМИ, стремясь вызвать «ответку» христиан, постарались максимально распространить фото, запечатлевшее слегка одетую турецкую девицу, сидящую на надгробии и опирающуюся на свернутый могильный крест. Рядом с ней стоит полуголый молодой человек.

Впрочем, курс на радикализацию, взятый Эрдоганом, может подтолкнуть его противников, прежде всего в исламском мире, к немедленной консолидации и более решительным действиям против кандидата в «халифы».

Борис Джерелиевский, Аналитическая служба Донбасса

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх