Удивительная связь времён и поколений. Сложно представить, что пандемия коронавируса COVID-19 может подарить что-то особенно значимое, да ещё и в положительном смысле. Но как обычно, везде есть две стороны медали. Начнём по порядку
Как только объявили о введении режима самоизоляции, скорее мне это стало напоминать 2014 год в Донецке.
По трассе начали курсировать колонны из военных машин, с улиц исчезли люди, вокруг в информационном пространстве одни сводки, все друг с другом обмениваются новыми и новыми предположениями и устрашающими прогнозами, которые далеки от реальности, но, тем не менее, вселяют ужас при одной только мысли.Рассказывать, что, исполненная духом героизма и самоотдачи на благо РОДИНЫ, я пошла в первых рядах сражаться с грозным Коронавирусом, не буду. Это же неправда! Зачем придумывать небылицы? Но, конечно, мне и в этой ситуации хотелось делать что-то полезное для людей. Здесь возникает вопрос: а что я могу?
В общем, как обычно, жизнь берёт свои повороты. Приходит сообщение от Германа Владимирова, руководителя Музея боевого братства России,создателя Музея Новороссии, о том, что он собирается ехать в ОНФ. Аббревиатура сразу мне ни о чём не сказала, но внутри пробежала мысль: «А это отличная идея!» И интуиция меня не подвела. Там сказали, что нужна помощь. Ни тени сомнения, что эту инициативу не можно, а нужно поддержать. В общем, опуская все подробности, мы активно присоединились к федеральной программе #МыВместе, которую поддерживает Общероссийский Народный Фронт Ленинградской области. Более того, через пару дней взяли под «опеку» Кудрово (Всеволожский район).
О чём я думала, отправляясь к дедушкам и бабушкам как волонтёр? Мне просто хотелось помочь людям. А кроме того, в этом задействован Герман Владимиров, человек, который помогал и помогает людям, кто живёт под обстрелами уже седьмой год (сама не верю, что прошло столько времени) в Донецке, в Луганске, на линии фронта…
Как я могу стоять в стороне, если Ленинградцам нужна помощь? Они разве были равнодушны к моей беде? За добро платят только добром, никак иначе.
Могу сказать сразу, что труд волонтёра оказался не таким простым, как мне он представлялся раньше. Но это не остановило. С начала апреля практически каждый день мы старались помочь как минимум одному человеку. Это уже стало нормой. Что в этом было особенного? То, что я помогала людям, которые сами или по рассказам близких помнят Блокаду Ленинграда, Великую Отечественную войну. Для меня это ценно. Блокадный Ленинград – блокадный Донбасс, незримая связь… чувствуете?
Вот в один из обычных апрельских дней я как обычно отправилась по заявке, дедушка, 97 лет. Перед этим мы уже дня три общались по телефону, но по разным причинам переносили встречу. Здесь-то меня и поджидал сюрприз, которого я не могла даже предположить. Открылась дверь, передо мной дедушка 97 лет…
Ничего необычного. Совершенно случайно увидела на подоконнике военные портреты. Спрашиваю, перед этим извиняясь за свою бестактность: «А это Вы?» И тут же добавляю, не дождавшись ответа: «На фото – это же Вы! Как много военных фото… А я из Донецка. Я очень спешу, нам нельзя особо общаться, мы только продукты или лекарства приносим, но огромное Вам спасибо».
Как оказалось позже, передо мною стоял настоящий герой, который защищал и несмотря на свой возраст продолжает защищать нашу Родину – Феофанов Борис Капитонович. Полковник. Старший преподаватель. Артиллерист. В Великую Отечественную войну командовал взводом, батареей. Воевал на 1-м и 4-м украинских фронтах.
В 1942 году Борис Капитонович был направлен на Юго-Западный фронт командиром взвода. Участвовал в боях в районе города Старый Оскол, под Воронежем, на Дону.
Летом 1943 года командовал батареей на Курской битве. Осенью 1943 года был ранен в голову, но не покинул позиций и продолжал вести огонь по противнику.
Когда я уже уходя как-то затронула словом День Победы, у Бориса Капитоновича проступили слёзы и тут-то я поняла: мне пора… Наступило молчание, просто развернуться и уйти не могу, что-то сказать тоже не могу…
«Извините, Катя, мне 97 лет, я старик, как и полагается старику, я на всё реагирую более чувствительно. За 2 дня до нашей Победы погиб мой друг. Мой фронтовой друг. Каждый раз, когда говорят о 9 мая, у меня проступают слёзы», — прервал молчание Борис Капитонович.
Тут-то я и вспомнила своего прадеда.
За пару дней до Победы действительно были очень тяжелые бои, настоящая немецкая агония. В одном из таких сражений участвовал мой прадедушка Витер Григорий Саватьевич. В районе станции Пухберг (Австрия) 2 мая 1945 года он вышел живым из очередной встречи с врагом, и благодаря его отваге выжили ещё 8 человек, бойцов и командиров 2-го стрелкового батальона. За это мой прадед, боец 3-го украинского фронта, партизан, разведчик, подрывник был награждён медалью «За боевые заслуги».
Первоначально, когда я ещё недостаточно знала о боевом пути моего прадеда и о том, где же воевал Борис Капитонович, мне казалось, что они воевали где-то рядом. Я даже решила статью об этом написать. Но какая статья без фактов и доказательств? Начала искать данные. Нашла сайт музея, который посещала в детстве, когда приезжала к бабушке. Помню, что в том музее есть книга, которую завещал туда передать наш прадедушка, о партизанах полка специального назначения им. И.Ф. Садчикова «От Смоленска до Берлина», там и о моём прадедушке Витер Григории Саватьевиче заметка тоже есть. Но книгу не достать сейчас. Музей этот находится в украинском приграничном селе, продолжать даже не буду…
Попросила к поиску данных присоединиться маму. Спустя пару дней она прислала мне фотографии, которые случайно нашла в каких-то статьях в интернете. Отправляю бабушке (благо, сейчас есть возможность отправить сообщение за тысячу километров, и они будут доставлены за долю секунды). На утро получила ответ: «Не знаю, где ты это нашла, но помню, что тогда в поездке эти фото делала я и все выслала в Минск Рублевскому [фронтовой друг прадеда, который был активно задействован в написании вышеупомянутой книги, — прим. ред.]. На этих фото дедушке столько, сколько мне сейчас…»
Удивительно, что среди всех материалов, найденных на просторах интернета, есть одно военное фото с изображением нашего дедушки. Это будет первым фото в нашей семье, которое сохранилось с военных лет.
Какова вероятность того, что на снимок попадёт именно мой прадедушка? Какова вероятность того, что именно этот снимок сейчас попадёт в интернет? Какова вероятность того, что при таком обилии информации удастся его найти?
А всё благодаря чему? Именно тем нескольким словам дедушки, которому я пришла помочь. Хотя на самом деле получается, что это он помог мне. Помог сохранить память. Как важно сохранять память поколений!..
Удивительно как в самый обычный день, когда я отправилась на помощь другому человеку, незаметно изменилась моя жизнь. Не зря говорят, что в желании помочь другому скрыто желание помочь себе. Вот и получается, что в очередной раз такая теория нашла своё подтверждение. А закончить своё повествование мне было хотелось философской мыслью. Восхищаясь подвигом другого, самое время вспомнить о том, что можешь именно ты для того, чтобы у нас вместе получилась Победа…
Екатерина Игнатова, специально для News Front
Свежие комментарии