
Фото: Pexels / pixabay
Самым ярким моментом в рамках визита Владимира Путина в Индию был, конечно, подписанный контракт на поставку Нью-Дели российских комплексов С-400 «Триумф» на сумму 5,43 миллиарда долларов.
Однако лидерами обеих стран было достигнуто большое количество и других договоренностей в самых разных областях – от космонавтики до энергетики, каждая из которых еще будет пристрастно рассмотрена экспертами.
Подписанный контракт по «Триумфам», как и в целом этот визит Путина в Нью-Дели, даже более интересны другим.
Предыдущие дни были насыщены новостями, которые подвешивали ситуацию в неопределенности, заставляя теряться в догадках, как именно будут развиваться события.
С одной стороны, поступали многочисленные позитивные инсайды о российско-индийском сотрудничестве, включая вчерашнюю супер-новость об интересе, якобы проявленном индийцами к покупке новейших российских танков «Армата» в количестве аж 1770 штук.
С другой стороны, индийцы известны как крайне сложные партнеры, о достижении договоренностей с которыми можно говорить только после подписания твердого контракта. Причем, если у Китая репутация очень жесткого переговорщика (как тут не вспомнить историю подписания «Силы Сибири», когда китайцы держали вопрос подвешенным до самого последнего момента, за что удостоились соответствующего – довольно ядовитого – комментария от Владимира Путина), то Индия скорее ведет себя как персонаж из советской киноклассики – «я вся такая внезапная, противоречивая вся». Собственно неподписанный в ходе текущего визита контракт по поставкам индийским ВМС четырех российских фрегатов проекта 11356 также может служить примером этой индийской особенности. Да и комментарий «Рособоронэкспорта» о надежде подписать находящиеся «в высокой степени готовности» контракты «в ближайшее время» вполне показателен.
А с третьей стороны, прямо накануне визита стало известно, что Индонезия отложила исполнение контракта на поставку истребителей Су-35 из-за санкций США, введенных против российского оборонного комплекса. В этой ситуации вопрос, а не пойдет ли Индия тоже на попятную, перестал быть риторическим.
Как бы то ни было, события опровергли мрачные прогнозы. Ключевой и глубоко символический контракт по «Триумфам» был подписан, а лидеры двух стран в своих заявлениях по итогам встречи продемонстрировали консенсус по широкому кругу вопросов – от отрицательного отношения к торговому протекционизму до необходимости реформирования Совета безопасности ООН.
Более того, подписанный Индией вопреки угрозе американских санкций контракт по С-400 позволяет взглянуть на ситуацию с несколько иной точки зрения.
Лидеры государств вполне отдают себе отчет, что мир находится в процессе трансформации, а США утрачивает глобальное лидерство. Однако точно также очевидно, что исход происходящего не предрешен, и какова будет новая мировая политическая конфигурация неизвестно. Державы, открыто бросающие вызов Штатам, имеют шанс, как сорвать куш, так и проиграть с очень тяжелыми для себя последствиями.
Вполне логично, что большинство стран, не относящихся к первому эшелону держав, предпочитают уклоняться от выбора одной из противостоящих сторон и не принимать участие в идущей геополитической драке. Так что выбор Индонезии, которая не готова открыто бросить вызов Штатам, и решила немного переждать, вполне понятен, хотя, разумеется, и не очень приятен для России.
Однако у этой ситуации есть и другая сторона, которая заключается в том, что если какая-то страна уклоняется от участия в развертывающейся геополитической борьбе, боится вызвать неудовольствие США, это означает, что она заведомо позиционирует себя как державу «второго эшелона», за которую в итоге будут решать и навязывать ей свою волю будущие победители, кем бы они ни были.
Если для большинства государств, включая Индонезию, это вполне естественная ситуация, то в случае Индии это просто немыслимо. В нынешних обстоятельствах на мировой арене это означало бы сильнейший удар по ее престижу великой державы. В случае такого развития событий разговор об ее участии в новом глобальном переделе был бы просто закрыт, и Индия вернулась бы в статус второстепенной, зависимой от мирового гегемона страны.
Очевидно, что Нарендра Моди понимает это как никто другой, и именно поэтому никакие препятствия не встали на пути российско-индийского контракта по С-400 «Триумф».
Свежие комментарии