Отмайданили, но не осознали
На днях «Украинским институтом будущего» (весьма пафосное название для конторы, проводящей, по сути, обычные социологические опросы) были обнародованы результаты исследования, составленного из, как написано в пресс-релизе, семи волн изучения народного мнения с февраля по октябрь этого года.
В них отражено отношение украинцев к ущемлению собственных гражданских прав, а также выяснено, готовы ли граждане Украины эти самые права отстаивать, и если да, то каким образом.Казалось бы, банальные вопросы для обычного общества, но, что касается Украины, здесь всё не так просто. Как показала практика двух майданов, а также последовавших за последним из них раскола страны и начала вооружённого гражданского противостояния в Донбассе, готовность взять в руки оружие для украинцев не просто фигура речи, а реальный факт биографии. При этом искрой, из которой может возгореться пламя нового майдана, способна стать любая, на первый взгляд, незначительная мелочь.
Итак, согласно вышеупомянутым исследованиям общественного мнения, 58% украинцев считают, что их права беспардонно нарушаются. Стоит отметить, что это ощущение видимо имеет у жителей Украины несколько эмоциональный окрас, а потому весьма неустойчиво. В феврале голоса распределились ровно 50 на 50, а всего каких-то два месяца назад, в сентябре, картина была прямо противоположна октябрьской: лишь у 45% респондентов было чувство «униженности и оскорблённости».
При этом возрастной ценз, а также территориальная, читай этническая, принадлежность (а на Украине это именно так) отразились и на результатах соцопроса. И если 53% молодых людей в возрасте до 24 лет вообще пофиг на нарушения своих гражданских прав (они этого просто не замечают), то те же 53% жителей Украины старше 55 лет вполне отчётливо осознают, что государство их дурит.
Больше всего жалоб на ущемления прав и свобод в Донбассе – 69%, меньше всего – на Галичине, только 44%. О чём это говорит, кроме того, что на востоке Украины идёт война, а на Западе её нет? Ещё и о том, что государственная политика насильственной украинизации, проводимая в пользу лишь одной, западноукраинской этнической группы, грубо нарушает права русских людей, живущих на Юго-Востоке.
Но перейдём к самому интересному, к квинтэссенции этого исследования — к вопросу, насколько сработала прививка двумя майданами и гражданской войной против желания решать все вопросы в обществе через насилие.
Итак, согласно результатам семи волн опросов, желающих устроить очередную цветную революцию на Украине значительно поубавилось. Фактически их число примерно коррелируется с социологическими данными о количестве ультраправых радикалов в стране (около 10%).
Бойкотировать решения центральной власти готовы лишь 8% украинцев, выйти на несанкционированные митинги и прочие акции протеста – 7%, устроить вооружённый бунт высказали решимость лишь 6% и ещё 3% готовы захватывать административные здания, как это было зимой с 2013 на 2014 годы. Что ж, получается, майданный запал иссяк? Не знаю, но я бы не торопился с такими выводами.
Для того, чтобы понять окончательно, что творится в головах у простых украинцев, необходимо обратить внимание на результаты ещё одного опроса. Тот же «Украинский институт будущего» спросил у участников исследования, какие проблемы современной Украины им кажутся самыми серьёзными на данный момент? В чём, так сказать, корень вашего недовольства ситуацией? И вот, что они услышали в ответ.
Около 40% опрошенных (в феврале было 36, в сентябре — 41, а в октябре – 38) назвали главной своей головной болью низкие доходы (зарплаты, пенсии, пособия и тому подобное).
Ещё около 30% (28/34/32) украинцев спокойно спать мешает война в Донбассе. Примерно такой же уровень негатива вызывает коррупция и высокие тарифы ЖКХ. При этом непрофессионализм действующей власти, той самой, от которой и зависят зарплаты, пенсии и мир в стране, возмущает лишь 18% жителей Украины.
Массовый выезд граждан на заработки (ещё одно следствие профнепригодности нынешнего киевского режима) беспокоит какие-то жалкие 10% респондентов. И в числе самых незначительных бед (4%) названо внешнее управление украинским государством со стороны западных партнёров — США и Евросоюза.
Вот и получается, что если майданами и всем, что они приносят, «маленькие украинцы» (как их называл когда-то президент Ющенко) нахлебались досыта, то никаких выводов из прошедших семи – пятнадцати лет они так и не сделали.
В их головах никак не укладывается, что отсутствие реального государственного суверенитета не позволяет проводить разумную и основанную на интересах страны внутреннюю и внешнюю политику. Что в таких условиях профессионализм власти измеряется не её способностью выстроить государственную систему, при которой могут быть гарантированы достойные зарплаты, пенсии и низкий уровень безработицы, а тем, насколько хорошо правящий режим обслуживает прихоти иноземных хозяев. И в этом случае коррупция – не негативное явление, требующее системного подхода к её искоренению, а непременная часть механизма колониального управления завоёванной территорией.
То есть, по сути, в представлении украинских граждан ситуация перевёрнута с ног на голову и полностью утрачены причинно-следственные связи. И ещё, возвращаясь к вопросу, хватило ли им двух майданов, приходится признать, что, судя по всему, нет.
Неготовность (на словах) брать в руки оружие или в очередной раз мёрзнуть в центре столицы, согреваясь лишь вонючим дымом от горящих покрышек, скорее всего, вызвана двумя причинами – тотальной усталостью от политики и ежедневными заботами в попытке выжить в нынешних суровых условиях.
Да и пропаганда работает «на ура». Не зря объявленную Зеленским борьбу с коррупцией украинцы поставили аж на третье место в ряду важнейших проблем. При этом (судя по тому же опросу), совершенно не понимая, откуда у этой самой коррупции ноги растут.
Главный же предохранитель от любых революций так и не был включён. Люди, увы, не осознали своей ответственности за собственные поступки и за ту власть, которую они на своих плечах каждый раз вносят в зал Верховной Рады и кабинеты Офиса президента.
И пока этого не случилось, гарантировать невозможность очередного выплеска агрессии никак не получится. Единственное, что можно сказать со всей определённостью, так это то, что для нынешней Украины третий майдан точно станет последним. После него наступит окончательный распад государства.
Алексей Белов, ИА Антифашист
Свежие комментарии