На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дуня Веникова
    Интересно ,когда-нибудь спросят Колокольцева : что ты сделал ,кроме жалоб на нехватку кадров ,чтобы улучшить работу п..."Генералы уходят ...
  • Юрий Вахрушев
    Откупятся… и к бабке не ходи.Запускали вагонам...
  • Иван Ураганов
    И даже лопают с аппетитом!"Генералы уходят ...

В Латвии идёт борьба с Днём Победы: на очереди ветераны и монумент Освободителям

Русскоязычная общественность Латвии взбудоражена: в этом государстве собираются под угрозой больших денежных штрафов запретить советским ветеранам носить 9 мая свою военную форму. Инициаторами законопроекта являются неонацисты из партии «Национальный блок».

Подлый законопроект

19 марта комиссия Сейма Латвии по гражданским и публичным делам рассмотрела на своём заседании поправки к закону «О собраниях, шествиях и пикетах», разработанные праворадикальным «Национальным блоком».

Автор этого законопроекта Эдвин Шноре предложил ввести запрет на появление на публичных мероприятиях в «военной форме тоталитарных режимов». Нарушителям будет грозить штраф от 140 до 1 400 евро. «Армия СССР в Латвии была оккупационной. Люди в форме Красной армии и НКВД совершали преступления против граждан Латвии – геноцид, убийства и депортации. Абсолютно неприемлемо, что сегодня в Латвии эту форму можно носить на публичных мероприятиях», – сказал автор законопроекта.

Тут стоит отметить, что в 2013 году Сейм уже ввёл запрет на использование советской и нацистской символики во время публичных мероприятий. Однако тогдашний министр внутренних дел Рихард Козловскис внёс, а парламент поддержал предложение о том, чтобы ношение формы армий СССР не запрещать. Ведь ежегодно в день 9 мая на улицы Латвии выходят тысячи мужчин, некогда отслуживших в Советской армии и облаченных в её форму. Среди них есть и ещё живые ветераны войны. Нынешний законопроект Э. Шноре бьёт в первую очередь именно по ним.

Тут стоит напомнить о том, чем знаменит в Латвии депутат парламента Эдвин Шноре. Особо громкую известность он получил в конце мая 2017 года, когда опубликовал статью в партийном издании «Нацблока». Особенное возмущение русских жителей вызвал следующий фрагмент этой статьи: «Многие из последствий оккупации преодолены, однако русская среда все ещё остается реальностью в Латвии. Как сказал в своё время министр общественных дел Альфред Берзиньш (из довоенного правительства Карлиса Ульманиса. – О.Л.), если однажды пустить русскую вошь в шубу, вывести её оттуда будет трудно. Действительно, мы видим, что приехавшие во времена СССР русскоязычные, хоть и постоянно глумятся над Латвией, из неё не уезжают. По крайней мере, не в таком количестве, как латыши бы этого хотели».

Попытка привлечь Шноре к уголовной ответственности за разжигание национальной розни не увенчалась успехом. Полиция, получившая сотни заявлений от возмущённых жителей, решила, что в его высказывании о «русской вше» состава преступления нет. Единственным наказанием для депутата стало устное порицание, вынесенное ему комиссией Cейма по мандатам, заявлениям и этике. В свою очередь, оппозиционный активист Владимир Линдерман обратился в Капитул орденов с предложением рассмотреть возможность лишения Шноре высшей государственной награды – ордена Трёх звёзд. Обращение, как и стоило ожидать, успеха не возымело.

К слову, свой орден неонацист получил за «документальный» фильм Soviet Story («Советская история»), снятый Шноре в 2008-м на средства Европарламента. «Сделанная вами The Soviet Story изобилует прямой ложью и фальшивками, – заявлял российский историк Александр Дюков в своём блоге. – Эта пропагандистская поделка намеренно сделана для того, чтобы побольнее ткнуть в священную для любого русского человека память – память о Великой Отечественной войне. Любой человек, в семье которого бережно хранятся письма с фронта и старые фотокарточки, при просмотре вашей поделки ощутит то же, что ощутил я – желание расправиться с испражняющимися на могилы его предков подонками. А также с теми, кто действия этих подонков финансирует и пропагандирует. В старые времена за подобное вызывали на дуэль: один на один, до смертного исхода. Но дуэли сейчас не в моде. Поэтому я приглашаю г-на Шноре приехать в Москву. Мы специально организуем показ The Soviet Story в каком-нибудь кинотеатре, а после него – встречу Шноре с благодарными российскими зрителями». Естественно, Шноре в Москву не приехал…

Комиссия латвийского Сейма поддержала нынешнее предложение Шноре – об этом c торжеством сообщил в Twitter он сам. Глава комиссии лидер партии «Кому принадлежит государство» (KPV LV) Артусс Кайминьш в ходе заседания отметил, что эти поправки в случае их утверждения дадут «правильный сигнал» латвийскому обществу. «Люди должны понимать, что носить нацистскую или советскую форму и символику на публичных мероприятиях в нашей стране неприемлемо», – заявил Кайминьш. Чтобы предложение Шноре стало законом, Сейм должен ещё его рассмотреть в двух чтениях. В случае утверждения поправки вступят в силу 1 января 2020 года.

Они дожидались, пока ветеранов почти совсем не станет…

Латвийский публицист Евгений Лешковский пишет, что, хотя Шноре и его однопартийцы по «Национальному блоку» всячески воспевают членов латышского легиона «Ваффен СС», они открещиваются от преклонения перед гитлеровским режимом. «Год за годом они рассказывают мировому сообществу слезливые истории о том, что, "хоть легионеры и были вынуждены надеть форму гитлеровских войск, воевали они за свободу Латвии". Во время легионерских шествий 16 марта националист Игорс Шишкинс везде носит флаг со свастикой. "Патриот Латвии" всем объясняет: свастика – наш национальный символ, посмотрите, как он изображён на моём флаге (и на значке на моей груди, и на беретке на голове, и на нашивках на рукавах, и на прочих частях тела), на каком фоне, какие его пропорции, какое цветовое сочетание – и поймёте, что всё это от нацистского знака отличается. Но даже Шишкин и его соратники ни 16 марта, ни 11 ноября, ни 18 ноября не решаются надевать форму гитлеровской армии», – отмечает Е. Лешковский.

А вот ветеранам, да и всем бывшим военнослужащим Советской армии стыдится нечего – и они 9 мая смело выходят на улицы латвийских городов в советской форме. Каждый год в Риге у памятника советским воинам-освободителям собираются сотни тысяч человек – они возлагают цветы, поздравляют ветеранов, отмечают праздник песнями и танцами. У националистов это вызывает изжогу ненависти. В частности, 15 марта начальник латвийской Службы государственной безопасности Нормундс Межвиетс заявил, что празднование Дня Победы в республике, дескать, «раскалывает» общество. Но поскольку правящие не могут запретить проведение торжественных мероприятий 9 мая, они предпочитают «отгрызать» от праздника по «кусочку». Законопроект Шноре – ещё один шаг в этом направлении.

Вот на этот памятник советским воинам-освободителям в Риге и замахиваются националисты

Характерно, что прежде, чем подать свой законопроект, националист выждал, пока большинство советских ветеранов не покинет этот мир по естественным причинам. Националистов нельзя причислить к идиотам – они понимают, что крупномасштабные репрессии против ветеранов войны, облачающихся в святую для них форму, вызвали бы слишком большой международный резонанс, негативный для Латвии. Но сейчас благоприятный для Шноре и его единомышленников момент, как они рассчитывают, уже почти наступил. Всё же живые участники войны обладают сакральным значением, оскорблять их – проблем не оберешься. То ли дело те «советские оккупанты», которые хотя и служили в армии СССР, но войну уже не застали. Ущемление прав этих «оккупантов», как небезосновательно надеется Шноре, особого ажиотажа уже не вызовет.

Другой шаг по уничтожению ненавистного националистам Дня Победы предприняли «представители неравнодушной общественности». В марте житель Латвии Угис Полис проинформировал, что его предложение о сносе монумента Освободителям Риги (у которого и собираются празднующие 9 мая рижане), размещённое на портале общественных инициатив Manabalss.lv, собрало 10 тыс. подписей (сейчас уже свыше 11,5 тыс.). Согласно латвийским законам, инициатива, набравшая на этом портале свыше 10 тыс. голосов в свою поддержку, должна быть рассмотрена в парламенте. У. Полиса, по его словам, очень беспокоит, что «один из символов, напоминающих латышскому народу об огромном страдании из-за советской оккупации, по-прежнему находится в сердце Латвии, в Риге». Националиста очень тревожит тот факт, что, хотя ветераны войны уже почти все оставили этот мир, народа к памятнику приходить меньше не стало.

У. Полис считает необходимым, чтобы государство заключило договор с какой-либо строительной компанией, способной выполнить крупномасштабные работы по демонтажу. Расходы, по его мнению, надо покрыть из государственных средств или при возможности из какого-то европейского фонда. Впрочем, Полис не исключает и сбора денег с «неравнодушной общественности» – и того, что средства на демонтаж могла бы дать Латвии ещё какая-нибудь бывшая советская республика, также занимающаяся «декоммунизацией». В крайнем случае, по мнению Полиса, латвийская армия могла бы взорвать памятник за счет средств из бюджета Министерства обороны ЛР.

Защитить монумент любой ценой!

Угроза монументу вполне реальна. Так, в августе 2016-го памятник погибшим советским морякам, установленный в маленьком латвийском прибрежном городке Лимбажи, снесли с помощью экскаватора. Сделали это члены праворадикальной организации Daugavas Vanagi («Ястребы Даугавы»), в своё время основанной бывшими членами латышского легиона «Ваффен СС». Просто в Лимбажах живет слишком мало русских и некому было подняться на защиту монумента…

Однако в Риге русских как раз таки проживает очень много, и потому власти осторожничают, выжидают. Среди лидеров мнений в латышском обществе господствует точка зрения, что сносить монумент надо, но всё же несколько боязно. Если хотя бы половина тех людей, что отмечает у памятника 9 мая, выйдет на его защиту, мало не покажется никому, события 2007 года в Таллине побледнеют. Поэтому со сносом предлагается повременить.

Защитники монумента говорят, что он находится под защитой подписанного в 1994 году российско-латвийского соглашения по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей. В статье 13-й этого соглашения указано, что «латвийская сторона обеспечивает уход, благоустройство и сохранность мемориальных сооружений». Однако всё тот же Шноре указывает, что документ не содержит разъяснения: что именно понимается под «мемориальными сооружениями»? По его мнению, соглашение можно трактовать так, что имеются в виду лишь те мемориальные сооружения, которые установлены на кладбищах, в местах захоронений: надгробные памятники и так далее.

В 2007 году был заключен ещё один договор – «Соглашение о статусе латвийских захоронений на территории РФ и российских захоронений на территории Латвийской Республики». И под «мемориальными сооружениями» в нём подразумеваются именно те, что устанавливают в местах захоронений. При добрососедских отношениях между странами эти шероховатости не имели бы значения, но нынешние латвийско-российские отношения добрососедскими никак не назовешь.

«В отличие от "ястреба" Шноре, "голубь" Эдгар Ринкевич, возглавляющий МИД Латвии, считает, что памятник находится под защитой соглашения 1994 года и сносить его нельзя. Но мы эту лукавую схему видели в работе уже много раз. Радикальные националисты выдвигают очередную антирусскую инициативу, умеренные им возражают, но при этом исподтишка подмигивают: молодежь, остыньте, ещё не пришло время… А спустя несколько лет радикалы и умеренные дружно голосуют за ту же инициативу», – констатирует публицист Владимир Линдерман.

На днях лидер «Русского союза Латвии» Татьяна Жданок разместила на портале Manabalss.lv петицию «О защите памятников борцам с нацизмом». За несколько суток она собрала почти 20 тыс. подписей (нацики свои 10 тыс. автографов собирали полтора года). Текст петиции гласит: «Сейчас в публичном пространстве всё громче звучат призывы снести памятники борцам с нацизмом. Эти призывы способствуют расколу общества и угрожают единству Европы в её чествовании борцов с нацизмом. Латвия должна быть едина с остальной Европой и гарантировать законом сохранение памятников победителям нацизма. Мы призываем Сейм разработать закон о защите памятников и мемориалов и включить в него раздел о сохранении памятников победителям нацизма. Такие памятники установлены во всех районах Латвии. В закон следует включить список охраняемых памятников борцам с нацизмом».

В. Линдерман рассматривает эту инициативу как важное мобилизующее мероприятие – русские показали латышским националистам, что так просто ликвидировать памятник им не удастся. «Это поможет, хотя бы на какое-то время, охладить их пыл. Если они не угомонятся, то рано или поздно нам придётся защищать памятник Освободителям физически. Не хотелось бы, чтобы до этого дошло», – пишет В. Линдерман. Но, как он считает, если националистов не вразумит петиция, другого варианта может просто не остаться…

фото: ritmeurasia.org

Олег Левицкий

Ссылка на первоисточник
наверх