На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Борис Леонтьев
    Не так давно был в усадьбе Хроповицких, что во Владимирской области. Красивое место, хоть многое и разрушено. Но с не...После отъезда Пуг...
  • Михаил Еграшин
    Очередной акт сегрегации от властей, считающих своим священным долгом организацию кризисов. В 98-м уже такое вводили....Уже составлены по...
  • саша дмитренко
    на  украине  на  майдане    тоже  кто то крикнул-москаляку  на  гиляку!,,, а  потом  и  остальные  подхватили"Мигрантов в печь...

Громкие заявления Болгарии, и перспективы возвращения Южного потока

После фактического разрыва отношений с Турцией напротив проекта газопровода «Турецкий поток» появился большой знак вопроса.

«Турецкий поток» рассматривался в качестве альтернативы «Южному потоку», проект которого был свернут в 2014-м году под давлением Еврокомиссии. А целью сооружения «Южного потока», в свою очередь, была попытка достигнуть восточноевропейского рынка импортеров газа в обход Украины, которая была (и остается) очень ненадежным транзитером.

Когда после инцидента с Су-24 в ноябре 2015 года проект «Турецкого потока», и без того затянувшийся, оказался заморожен, то возникла мрачная перспектива того, что украинский транзит не обойти стороной. Когда при этом после саммита ЕС, проходившего 17-18 декабря, канцлер Ангела Меркель заявила о том, что при строительстве проекта «Северного потока-2», который должен пройти по дну Балтики, не должны пострадать интересы Украины как страны-транзитера, перспективы стали еще мрачнее.

Однако уже январь принес иные вести.

11 января Газета.ru опубликовало новость, где сослалось на болгарское информационное агентство Standart, которое заявило со ссылкой на источники в правительстве Болгарии о возобновлении проекта «Южного потока»: «Как пишет Standart, болгарский премьер-министр Бойко Борисов «получил сигнал» из России о скором возобновлении работ по ЮП. Объясняется такой ход российской стороны тем, что отношения России с Турцией сейчас обострились и проект «Турецкий поток» оказался на грани срыва…В российском Минэнерго «Газете.Ru» сказали, что позиция России по поводу «Южного потока» не менялась.»

Российская реакция на заявления Standart была сдержанной – Минэнерго заявил, что статус проекта не менялся, да и в правительстве Болгарии не смогли подтвердить данных из СМИ. Может сложиться ощущение, что это был информационный вброс.

Однако уже 14 января болгарский премьер Бойко Борисов сделал в парламенте заявление о том, что «Южный поток» является «историей» и России стоит присоединиться к проекту распределительного центра «Балканский».

Распределительный хаб с характерным названием «Балканский узел» должен будет, по видению Болгарии соединить в себе газопровод из России и TANAP, о форсированном строительстве которого президент Турции Эрдоган договорился с президентом Азербайджана Алиевым сразу после инцидента с российским самолетом.

В тот же день министр энергетики России А. Новак еще раз заявил о том, что статус проекта не менялся и никаких переговоров Россия по данному вопросу не ведет.

Однако уже сегодня поступило третье интересное заявление, и уже не со стороны наших балканских «партнеров». Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов в эфире телеканала «Россия-24» вдруг сообщил «А будет ли "Южный поток"? Посмотрим. Может быть, этот проект и возродится. Причем в недалеком будущем».

Я не хотел бы уподобляться некоторым нашим "аналитикам", которые специализируются на толковании «подаваемых политиками сигналов», но все же отмечу необычность уточнения, которое Чижов сделал в конце.

Так есть ли перспективы возвращения Южного потока?

Позиция Болгарии по данному вопросу очевидна. Страна полностью зависит от импорта российского газа, который в Болгарию проходит транзитом через Украину. Россия является единственным экспортером для этой страны, причем наши отношения в газовой сфере носят исторический, а не ситуативный характер. Первые поставки газа из России в Болгарию начали осуществляться еще в 1974-м году, а текущие контракты с Газпромом оканчиваются только в 2030-м году.

Болгары, разумеется, не хотят зависеть от прихотей Киевской хунты и от ее отношений с Россией. Болгарские власти при этом уже ранее прямо намекали на возможность возобновления сотрудничества. Так, 19 августа прошлого года министр энергетики Т. Петкова заявила, "что власти страны не отказывались от проекта газопровода «Южный поток» и готовы и далее выстраивать сотрудничество с Россией, но на условиях соблюдения всех требований законодательства Евросоюза". Одновременно с этим глава Конфедерации работодателей и промышленников Болгарии Кирилл Домусчиев сделал очень интересное замечание, что трубы, предназначавшиеся для газопровода «Южный поток», складированы в порту Бургаса, и они так или иначе будут использованы для какого-либо проекта. "Неважно, для «Южного потока», для «Турецкого потока» или какого-то другого проекта, но эти трубы будут использованы, и Болгария в любом случае получит пользу от этого".

В импорте Российского газа заинтересованы также Сербия, Македония, Венгрия, Австрия, Италия и Греция. Грекам, которые надеялись на строительства распределительного хаба во Фракии по проекту «Турецкого потока» и которым дешевый газ нужен для подъема экономики, находящейся в глубоком кризисе, разрыв с Турцией был особенно неприятен, что породило резкую реакцию властей страны сразу после инцидента с Су-24.

В то же время, говорить о том, что на текущий момент есть серьезные перспективы восстановления проекта «Южный поток» пока что преждевременно. Есть неотменяемая потребность стран Юго-Восточной Европы. Есть потребность России в продаже газа, которая даже обострилась на фоне экономического кризиса. Однако даже консолидированное желание потенциальных импортеров, как показал опыт «Южного потока» 2014-го года, отступает под малейшим давлением Еврокомисси.

Возможность участия в «Балканском узле» также имеет две стороны: с одной – Россия если и будет в нем задействована, то лишь как один из поставщиков; с другой – это какая-никакая, а все же возможность выйти на балканский рынок. А значит – получение там некоторого «пакета акций влияния», что в условиях все усиливающегося разогрева черноморского региона было бы отнюдь не лишним.

Так или иначе, и заявления высоких болгарских лиц и слова Чижова – это не пустое сотрясание воздуха, а обозначение того, что дверь не закрыта и возможности для России в регионе сохраняются. Сможет ли она использовать эти возможности и в какой мере? Зависит не только от желания наших потенциальных покупателей, но и от политической воли руководства страны. Ведь экономика – лишь археология политики, а на кону – влияние в Юго-Восточной Европе.

Оригинал статьи тут.

Ссылка на первоисточник
наверх