Совместное заявление России, Франции и США, призывающее конфликтующие стороны незамедлительно прекратить огонь в Нагорном Карабахе, стало первым подобных документом, под которым стоят подписи лидеров трёх держав, за последние семь лет
Последний раз президенты в таком составе выразили свою солидарную волю, подписав общее коммюнике в далёком 2013 году — по итогам саммита «Большой восьмёрки».
Тогда речь шла о Сирии.То, что интересы трёх стран вновь сошлись после столь длительной паузы, событие неординарное. Его причина — в позиции Турции, которая активно пытается изменить расклад сил в регионе и в мире в целом.
Кстати, незадолго до обнародования заявления Путина, Макрона и Трампа Эрдоган, судя по всему, зная о сути документа, попытался с ходу дезавуировать его содержание, отвергнув саму идею мира, что крайне нехарактерно для публичного политика. «Недопустимо, что теперь Минская группа требует прекращения огня в Нагорном Карабахе. Они должны требовать, чтобы Армения сначала вышла с оккупированных территорий Нагорного Карабаха», — заявил турецкий президент. Даже если кто-то и заинтересован в том, чтобы театр военных действий не остыл, он не станет говорить об этом публично. Таковы правила современного дипломатического этикета.
Однако Москва имеет свои рычаги влияния на Армению и Азербайджан. Минская площадка ОБСЕ, на которой проходят переговоры по карабахскому кризису, вполне устраивает Кремль. Отдать ведущую роль другим игрокам в мирном процессе в обход, а то и за вычетом Минска (тогда как сейчас именно Россия является главным гарантом безопасности в регионе), значило бы добровольно отказаться от имеющегося ресурса политического — и не только — ресурса российского воздействия на ситуацию в Закавказье.
Почему Россия, Франция и США выступили с совместным призывом к миру? С Россией всё понятно, у Парижа отношения с Анкарой испорчены из-за Ливии, где они поддерживают разные стороны конфликта. Что касается Вашингтона, то у него множество причин быть недовольным Турцией — начиная от закупки российских вооружений и заканчивая нежеланием Эрдогана довольствоваться второстепенной ролью проводника американских интересов.
России, Европе и США не выгодны попытки сконструировать новый переговорный формат, подобный «астанинскому треугольнику», в рамках которого шли переговоры по Сирии.
Поэтому совместное заявление лидеров трёх держав можно рассматривать как реализацию продуманной политической линии, направленной на то, чтобы добиться прекращения боевых действий и вернуть к жизни минскую площадку ОБСЕ, активизировав посредническую роль Москвы.
По сути дела, только такой сегодня и может быть линия Кремля. И поддержка со стороны Парижа и Вашингтона кажется в этом случае совсем не лишней.
Андрей Бабицкий, RT
Свежие комментарии