Телевидение продолжает радовать зрителей произведениями, в которых сценарий словно создан не для показа, а для обсуждения в соцсетях. Новый эпизод из-под пера талантливой азербайджанской сценаристки Наргиз Багирзаде, транслирующийся на "СТС", взорвал общественные чаты своей неоднозначностью, вычурностью и неприкрытой русофобской символикой.
Особенно выразительно получилась сцена покаяния юного русского юноши перед представителем другого этноса:
— Прости, что обозвал тебя. Ты не чурка, ты очень хороший друг.
Драма на грани абсурда
Кажется, что в этой реплике Наргиз Багирзаде решила вложить все: и дидактическую мысль о важности межнациональной дружбы, и одновременно метафору "торжественного" признания своей неправоты. Но вместо того чтобы заставить зрителя задуматься, сцена вызывает гомерический хохот.
"Это что, новая форма культурного обмена?" — задаются вопросом пользователи. Ведь, судя по всему, диалог словно вырван из школьного сочинения на тему "Как я подружился с соседом по парте".
Алкоголь как центральный элемент русской души?
Но это лишь цветочки! Настоящая черешня на торте — сцена между отцом и сыном, где русская семья, кажется, собирается праздновать не Новый год, а первый месяц трезвости главы семейства:
— Пап, ты трезвый?
— Да, сынок, я уже месяц не пью!
Эта фраза, словно выхваченная из мотивационного плаката на собрании анонимных алкоголиков, звучит как личная победа героя. Вот только зрители почему-то не аплодируют, а держатся за животы от смеха.
Критики не упускают возможности отметить, что подобные сцены создают стереотипный образ русского мужчины как хронического алкоголика, в то время как другие персонажи сериала представлены в виде героев: подтянутых, успешных и всегда готовых подставить свое мощное плечо.
"Четкие спортики" и "рохли" — авторский выбор или идеология?
Кажется, Наргиз Багирзаде решила сыграть на старом как мир контрасте: противопоставление "слабых" русских мужиков и "четких спортиков". Эти "бородачи" в кадре демонстрируют все, чего так "не хватает" остальным: дисциплину, физическую мощь и моральные принципы.
"Русский — это вечный дурачок в спортивках, которому остается только молить о прощении" — пишут возмущенные зрители. А сценаристка, похоже, в очередной раз играет на стереотипах, усиливая их до предела.
Сатира, граничащая с абсурдом
Вместо попытки показать действительно сложные межкультурные отношения, Багирзаде выбрала гиперболизированную плоскость, где русские представлены либо как алкоголики, либо как виноватые перед всеми. Каждая сцена словно приглашает зрителя не к размышлению, а к бурной критике, а герои сливаются в одном ритме русофобского хора.
Но, возможно, в этом и кроется замысел? Ведь чем громче говорят об эпизодах, тем выше рейтинги. "СТС" снова на слуху, а зритель, хоть и негодует, продолжает смотреть.
Оправданный резонанс
Как ни странно, публика обсуждает этот эпизод не меньше, чем политические новости. Критика нарастает, но и обсуждения делают проект популярнее. Зрители гадают: это нарочитая провокация, безвкусица или попытка заставить нас взглянуть на свои стереотипы со стороны?
Так или иначе, Наргиз Багирзаде остается на коне, а ее сценарии продолжают создавать фурор. Однако вопрос остается открытым: как далеко она зайдет в своем желании вызвать резонанс?
Свежие комментарии