Преемник президента, кем бы он ни был, не сможет обуздать сепаратизм и аппетиты олигархов
«Впереди новая федерализация и новые 90-е. Центр будет слабеть, а регионы «брать столько суверенитета, сколько смогут унести», — заявил он.
Кроме того, политтехнолог убежден, что после ухода Путина новой власти не на что будет опираться, и это приведет к новым конфликтам и разрухе.— Мнению Галямова можно доверять хотя бы потому, что его высказывание соответствует данным политических наук и соображениям здравого смысла, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Верховная власть в современной России играет роль арбитра, с решениями которого вынуждены считаться все группировки, контролирующие различные сегменты экономики (в том числе теневой) и силовые структуры. Если они действуют в соответствии с теми правилами, которые установила верховная власть, то они получают возможность обогащаться, опираясь на поддержку государства. Если они эти правила нарушают, то они уничтожаются или вытесняются из страны. При этом власть обладает возможностью устанавливать правила и наказывать тех, кто им не подчиняется, поскольку опирается на поддержку значительной части общества и контролирует медийное пространство.
Помимо президентской власти в стране не существует никаких иных институтов, способных контролировать поведение экономической элиты и высшей бюрократии, ни политических партий, ни парламента, ни правительства, ни профсоюзов, ни влиятельных общественных организаций. Эти институты необходимы для того, чтобы избежать социальных и политических конфликтов при смене власти. Но их нет, и они вряд ли появятся в обозримом будущем. Верховная власть их сознательно уничтожила, чтобы приобрести полную монополию на разрешение внутриэлитных конфликтов. Но поскольку эти институты уничтожены, в стране по определению нет и не может быть политика, способного сравниться по популярности с действующим президентом.
Поэтому, когда действующий президент отойдет от власти, политические и социальные конфликты станут единственным способом определить, кто обладает правом контролировать экономическое и политическое пространство страны, и каким способом должен осуществляться этот контроль. Этот процесс может начаться и в том случае, если популярность действующего президента упадет ниже критического уровня, и он утратит возможность выступать в роли верховного арбитра и непререкаемого авторитета во внутриэлитных конфликтах.
«СП»: — По словам Галлямова, впереди новая федерализация и новые 90-е. Центр будет слабеть, а регионы «брать столько суверенитета, сколько смогут унести». Вообще возможно такое «повторение»? Снаряд дважды падает в одну воронку?
— Я не согласен с Галямовым в том, что эти конфликты непременно примут форму противостояния региональной и федеральной власти по образцу 1999 г. На мой взгляд, нас, скорее всего, ждет возвращение конфликтов между экономическими группировками, которое будет несколько напоминать ситуацию 1995−1998 гг. И развитие событий будет напрямую зависеть от того, какую позицию в этом противостоянии займут силовые структуры, и какие цели они будут преследовать. Но до хаоса 1991−1994 гг., на мой взгляд, дело в любом случае не дойдет.
Между тем, предложение Ельцина регионам брать «суверенитета столько, сколько они смогут унести» относится к этому периоду, когда нынешняя российская политическая система находилась в стадии формирования. Тогда центральная власть не обладала ни возможностью, ни желанием контролировать положение дел в регионах. Но затем, по мере усиления экономических группировок, опирающихся на поддержку центральной власти, она такую возможность приобрела. Сопротивление региональной элиты было подавлено, и я не вижу перспективы ее возрождения.
Реальная федерализация, то есть ясное разграничение полномочий между центральной и региональной властью, закрепление за регионами права на самоуправление и проведение самостоятельной экономический политики, резко повысила бы качество государственного управления. Однако нужно учитывать, что она может стать результатом изменения политической системы на общенациональном уровне. Победа региональных группировок в противостоянии с центральной властью приведет не к федерализации, а к феодализации России.
«СП»: — Выходит, у нас вся стабильность держится исключительно на фигуре Путина?
— Политическая стабильность у нас держится на президентской власти, пользующейся доверием и поддержкой большинства общества, опирающейся на силовые структуры и контролирующей медийное пространство. Понятно, что в такой политической системе президент должен быть одинокой фигурой, лишенной как реальных соперников, так и официальных преемников. Поэтому передача власти в таких системах всегда сопровождается волнениями и конфликтами. И чем более сильной политической фигурой был предыдущий правитель, тем сильнее будет кризис, с которым столкнется тот, кто придет ему на смену.
«СП»: — Галлямов считает, что после ухода Путина новой власти не на что будет опираться. Это приведет к новым конфликтам и разрухе. А на что опирается Путин сейчас? Его преемник так не сможет, у него не будет такого авторитета?
— Элитные группировки признают за президентом право определять правила и рамки их деятельности только в том случае, если президент пользуется популярностью и его поддерживают силовые структуры. Но у преемника Путина не будет его популярности, а поддержка силовиков ему вовсе не гарантирована, поскольку они непременно попытаются воспользоваться переходным периодом для проведения собственной игры. Поэтому в случае ухода Путина или резкого падения уровня его общественной поддержки политический кризис является практически неизбежным. Кстати говоря, совершенно необязательно он будет сопровождаться уличными столкновениями или социальными волнениями. Но их вероятность, особенно в мегаполисах и в столицах экономически благополучных регионов, на мой взгляд, достаточно высока.
«СП»: — Кстати, о преемнике. По-вашему, вопрос с ним до сих пор не решен? Недавно снова заговорили о Медведеве. Кто еще может им стать?
— Этот вопрос и не может быть решен в рамках существующей политической системы. Как только в окружении президента появляется политик, способный претендовать на статус официального преемника, все группировки, имеющие собственных кандидатов, объединяются, чтобы помешать его возвышению. В результате возникает угроза политического конфликта, в ходе которого верховная власть может утратить контроль над важными медийными ресурсами и даже часть силовых группировок. Поэтому «раскрутка» потенциального преемника быстро останавливается. Для того, чтобы официальный преемник появился, действующий правитель должен официально передать ему властные полномочия, продолжая при этом контролировать экономическое и политическое пространство страны. Так, например, происходил процесс передачи власти в Казахстане. Но в России это вряд ли возможно. Прежде всего, из-за большого числа официальных претендентов, кроме Медведева. В этом ряду можно назвать Шойгу, Мишустина и Володина, каждый из которых располагает значительными ресурсами для ведения политической борьбы.
«СП»: — Если теоретически представить себе возврат в 90-е. Как ни крути, но приостановить процесс хаотизации и распада все же помогла фигура Путина, который и сепаратистские тенденции придушил, и правящий олигархат сумел заставить играть по единым правилам. Как может выглядеть повторение 90-х? Чем это грозит стране?
— Распространение сепаратистских настроений и усиление политического влияния олигархических группировок было следствием кризиса политической системы, вызванного резким падением популярности Ельцина. Путин сумел стабилизировать политическую систему, но он ничего не сделал для того, чтобы в стране появились нормально функционирующие политические институты. Поэтому процесс передачи власти неизбежно будет носить кризисный характер. Однако я не думаю, что нас ждет буквальное повторение 90-х. Просто, когда мы пытаемся вообразить затяжной социальный и политический кризис, мы неизбежно обращаемся к этому опыту. Мне кажется, что надвигающийся кризис будет развиваться по-другому сценарию, но при этом, вполне вероятно, что он кажется столь же тяжелым.
— Галлямов — это просто клерк очень средней руки, — уверен главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.
— Департамент по подготовке речей премьера — это что-то… Ну, как управление по подготовке туалетной бумаги для премьера. И не руководитель, а сотрудник, клерк — мелкая сошка. Такие обычно в аппарате и питаются слухами о жизни «небожителей». Когда я работал в аппарате правительства, отношения были другими, а выступления готовил пресс-секретарь. Без департамента туалетной бумаги.
«СП»: — По словам Галлямова, впереди новая федерализация и новые 90-е. Насколько, по-вашему, такое в принципе возможно?
— Никаких новых 90-х не будет, как не было новых сороковых или двадцатых. Это не значит, что потрясений не будет, но они будут происходить по-другому. Как? Ближе всего к нам по раскладу, как ни странно, Рим последнего столетия. Но и тут повтор, конечно, нереален, просто некоторые общие вещи могут происходить. А политологи — они как генералы, которые всегда готовятся к прошлой войне. А эти — к прошлым выборам.
«СП»: — Галлямов считает, что центр будет слабеть, а регионы «брать столько суверенитета, сколько смогут унести». Но сейчас немного иные времена. Регионы не наелись суверенитетом 30 лет назад? Кто-то хочет повторения, вплоть до чеченского опыта?
— Чепуха, суверенитета много не бывает, бывает мало сил с ним справиться. Так вот, у нынешних губернаторов всегда мокрый хвост даже без серьёзных потрясений. Я говорил про поздний Рим — кто из нынешних назначенцев Путина способен возглавить войска и отвоевать себе королевство? Ну разве что Рамзан. Так он уже сейчас вполне суверенен, ему больше не надо, он умный мужик, на самом деле. Но он один такой. Остальные — это облако в штанах.
«СП»: — Еще одна заслуга, которую обычно приписывают Путину, — то, что он покончил с олигархической анархией, выстроив правила игры. Если он уйдет, вся эта конструкция посыплется?
— Не думаю. Думаю, что он как раз передаст власть вот этим своим олигархам как классу. Наиболее организованному и чётко осознающему свои интересы.
«СП»: — Россия держится исключительно на личности Путина?
— Сейчас всё держится на силовиках, которые никогда так хорошо не жили. При этом они ничем не рискуют, как Кутузов потерять глаз или как Кутайсов пасть в 30 лет на поле боя. Их главный враг внутренний, а он почти безопасен для них.
«СП»: — Путин ведь по логике должен найти преемника, который сможет полностью заменить его, который сможет удержать систему и всех построить? Реально ли такого найти?
— Не надо гадать на преемника, следующий президент будет игрушкой сил, которые приведут его к власти. Секретарь Совбеза будет играть роль куда большую, как префект претория. Правда, если новым президентом станет младший Патрушев, то на время воцарится кадровая идиллия. Но навряд ли очень надолго.
Свежие комментарии