На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    О каком  запрете  никабов  в РФ  может идти речь, если  поганый  антироссийский  ДУМ  до  сих пор не  очищен  от вахх...Сирийские исламис...
  • Владимир Соловьев
    Все видели Эрнста на коленях в Байконуре: провожал артистов в космос. Вероятно, сам улетел туда же  и там пребывает д...Эрнст критикует с...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Китвезам верить нельзя. Если они пойдут войной на тайвань нам нужно просто морально выразить глубокую озабоченность."Началась игра по...

Прибалтика готовит плацдарм для нападения на Россию

Вот уже третий аэродром подготовлен альянсом НАТО в Прибалтике для базирования самых современных боевых самолетов. Речь идет в том числе о возможности принимать носители ядерного оружия. Почему все эти мероприятия имеют прямое отношение к планированию нападения на Россию и какую роль отводит США этим аэродромам?

Авиабаза в Лиелварде, расположенная к юго-востоку от Риги, была создана советскими военными еще в 1970 году – и являлась одной из крупнейших в Прибалтике. При СССР в Лиелварде располагался 899-й Оршанский Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиаполк имени Ф.Э. Дзержинского. И там базировались сначала истребители МиГ-21, а позже МиГ-27Д и Миг-23УБ.

После того, как Латвия вошла в НАТО, в Лиелварде обосновались военные альянса. В частности, авиабазу стали применять для размещения там штурмовиков А-10, вертолетов UH-60 Black Hawk и беспилотников MQ-1 Predator. Как раскрыло издание Business Insider, в случае войны данные беспилотники будут собирать информацию о передвижении противника (то есть российских вооруженных сил) и направлять ее в Совместный контрольный центр, который организует атаку силами самолетов-штурмовиков A-10 Thunderbolt II. В случае необходимости, к ним могут присоединиться и многоцелевые самолеты пятого поколения F22.

В начале 2016 года стартовала реконструкция авиабазы – там началось создание складских объектов, обновление жилых помещений персонала, ремонт дорожной сети и взлетных полос. И вот работы закончились. «Теперь союзные ВВС НАТО имеют доступ к еще одному модернизированному военному аэродрому в Прибалтике. Аэродром Лиелварде способен принимать союзные самолеты в любое время суток и в любых погодных условиях», – сообщило в октябре 2021-го воздушное командование НАТО. В первую очередь, авиабазу планируют применять для нужд воздушного патруля. ВВС стран Балтии современными истребителями не обладают, но облет региона осуществляют четыре истребителя других стран НАТО, раз в полгода сменяемые в порядке ротации.

И теперь, как поясняют в НАТО, «истребители альянса... смогут использовать аэродром Лиелварде в качестве запасной взлетно-посадочной площадки». То есть, в случае невозможности использования авиабаз в Эмари в Эстонии и Зокняй в Литве истребители будут направляться в Лиелварде в Латвии. В ближайшее время на латвийский аэродром уже планируют прибыть датские истребители F-16. На авиабазе помимо истребителей будут также размещаться военно-транспортные самолеты и беспилотники дальнего действия.
Американские боевые самолеты отработали посадку на шоссе в ЛатвииПодробнее: 

На ситуацию обратили внимание в российском Министерстве иностранных дел. «Налицо новые шаги Североатлантического альянса по усилению своего военного присутствия в непосредственной близости от границ Российской Федерации... По нашему убеждению, наращивание потенциала НАТО в Прибалтике способно привести к дестабилизации военно-политической ситуации в Балтийском регионе», – констатирует официальный голос российского МИДа Мария Захарова.

К слову, в марте 2017 года вступил в силу договор между США и Латвией о военном сотрудничестве. По поводу этого документа публицист Владимир Линдерман пишет, что на согласованных военных объектах американцы получили право реконструировать старые строения и возводить новые по своему усмотрению.

 «Формально эти строения будут принадлежать Латвии, однако вооруженные силы США вправе их использовать "настолько долго, насколько сами сочтут необходимым" – так записано в договоре. Еще один серьезный пункт договора: прибывающие в Латвию воздушные, морские и сухопутные транспортные средства вооруженных сил США не подлежат обыску и проверке без разрешения американских учреждений. На практике это означает, что любые виды вооружений и боеприпасов могут быть доставлены в Латвию без ведома местных властей. Кстати, и без ведома других союзников по НАТО: соглашение – двустороннее, позволяющее американцам в случае необходимости действовать в обход громоздкой бюрократической машины альянса», – подчеркивает Линдерман.

Опасные «бородавочники»

Другая важная авиабаза НАТО в Прибалтике – эстонская Эмари. Тут тоже раньше размещался советский военный аэродром, который альянс приспособил для своих нужд. Существует программа НАТО Еuropean Reassurance Initiative (ERI), с помощью которой США выстраивает на территории Восточной Европы свою военную инфраструктуру. В частности, в 2015 году в рамках этой программы Эстония получила 68 миллионов долларов на развитие Эмари и полигона Тапа.

Впрочем, вложив эти деньги, американцы заполучили и полный контроль над объектами. В августе 2015 года министерство обороны Эстонии подготовило закон, в котором излагаются права прибывающих в страну военнослужащих США на использование инфраструктуры в местах их дислокации. В соответствии с этим документом, Таллин предоставляет янки беспрепятственный доступ в Эмари, на Центральный полигон (находящийся, кстати, менее чем в 350 километрах от Санкт-Петербурга), в военный городок Тапа и прочие здания и сооружения, которые Эстония в будущем может передать в пользование заморским гостям.

В документе определяется понятие «беспрепятственного доступа» на все эти объекты любого количества транспортных средств и воздушных судов вооруженных сил США. То есть там, где постоянно находится четыре истребителя, завтра может оказаться хоть четыреста – лишь бы возможности базы позволили.

Характерно, что вскоре после принятия этого документа аэродром Эмари впервые оказался задействован в учениях с использованием все тех же американских штурмовиков А-10 Thunderbolt II. Полковник ВВС Эстонии Яак Тариен по этому поводу заявил: «Эти тренировки дадут прекрасную возможность протестировать все способности наших военно-воздушных сил – начиная от команд авиабазы Эмари и радарных постов до операторов воздушного мониторинга и стрелков. Владение самостоятельной боевой авиацией, к сожалению, не по силам нашему государству. Однако способность ВВС Эстонии быстро и эффективно привлечь самолеты союзников к операциям в нашем регионе обеспечит нам крепкую защиту».

А вот российские военные специалисты тогда сразу обратили внимание, что штурмовики А-10 (неофициально прозванные «бородавочниками), способны нести ядерные боезапасы малой и сверхмалой мощности. В случае необходимости,такой самолет может долететь до российской границы из Эстонии всего за несколько минут. Неподалеку находятся Санкт-Петербург, порт в Усть-Луге, Новгород, Псков, прочие крупные города, важные объекты инфраструктуры.

Понятно, что в случае атаки российские вооруженные силы не будут сидеть сложа руки. Но если на борту штурмовиков НАТО окажется ядерное оружие, это меняет всю картину. Даже один-единственный выпущенный боеприпас такого рода способен повлечь за собой поистине страшные последствия.

За минувшие годы авиабаза Эмари многократно становилась местом размещения самой разнообразной военной техники – тем более, что учения НАТО проходят в регионе практически непрерывно. Что особо интересно – в Эмари совершали посадку новейшие многоцелевые истребители-бомбардировщики F-35A и разведывательно-ударные беспилотники MQ9 Reaper (такие аппараты могут быть оснащены как боевыми ракетами для поражения целей, так и камерами для разведки).

«Все цели оказались успешно поражены»

Третья важная опорная точка ВВС НАТО в Прибалтике – авиационная база Зокняй (под Шяуляем) в Литве. И снова речь идет о бывшем советском военном аэродроме. В мае 2016 года было объявлено, что модернизация авиационной базы в Зокняй (под Шяуляем) обойдется американским налогоплательщикам в 6,2 млн евро.

Большинство объектов реконструированного аэродрома были сданы в эксплуатацию в августе 2020 года. В их числе оказались обновленная рулежная дорожка, стоянка перед самолетными ангарами, новые ангары для наземной техники и ремонтных работ, центр управления воздушными операциями, три перрона, подъездные пути и другие объекты.

Замминистра обороны Литвы Эймутис Мисюнас заявил, что построенная в Зокняй инфраструктура улучшит условия для проведения учений подразделений США и других членов НАТО и максимально ускорит их переброску в прибалтийский регион. А с октября 2020-го при аэродроме в Зокняй начал работу германский центр контроля за воздушным пространством и оповещения ВВС. Аналогичные центры находятся в Кармелаве (Литва), Лиелварде (Латвия) и Таллине. Их введение в строй связано с тем, что с 1 января 2020 года начала действовать единая система контроля над воздушным пространством Прибалтики (BALTNET).

Стоит еще отметить, что осенью 2018 года в литовском городе Казлу-Руда (Мариямпольский район) появился первый в Прибалтике военный авиационный полигон, отвечающий всем стандартам НАТО. Данный объект располагается примерно в 60 километрах от границы с Россией.

На нем самолеты НАТО отрабатывают удары по наземным мишеням. Строительство авиаполигона продолжалось в течение года. К проекту было привлечено инженерное подразделение ВВС США Red Horse (из Пенсильвании), финансирование осуществлялось за счет Европейской инициативы США по предоставлению гарантий безопасности (European Reassurance Initiative, ERI). В октябре 2019-го в Казлу-Руда впервые тренировались два стратегических бомбардировщика B-52 ВВС США. Они семь раз пролетели над мишенями (строениями и колоннами автомобилей) и сбросили на них с высоты примерно шесть километров 12 инертных бомб BDU 50. Как с гордостью отрапортовали литовцы, восторженно следившие за тренировками своих американских друзей, «все цели оказались успешно поражены».

К слову сказать, в случае чего, если возникнет такая необходимость, боевые самолеты НАТО могут обойтись в Прибалтике и без аэродромов. В августе этого года в Латвии в рамках учений альянса Northern Strike состоялись необычные тренировки. Впервые в истории этого государства самолеты американских ВВС совершили посадку на шоссе. Это оказались штурмовик А-10 и транспортно-пассажирский самолет C-146 Wolfhounds. Судя по факту проведения таких тренировок, альянс НАТО все серьезнее рассматривает Прибалтику в качестве возможной арены будущих боевых действий.

Текст: Валентин Жуков

наверх